Горечь утрат по воинам Вооруженных Сил Украины невосполнима. Мы склоняем головы перед погибшими от вражеских налетов и молимся за тех кто с оружием в руках рискуя жизнью отстаивает сегодня право на свободный жизненный уклад Украины от её Западных до Восточных границ. Мегаполис Харьков сегодня обстреливается российскими захватчиками, но не взирая на непрекращающиеся бомбардировки под которыми гибнут люди, уничтожаются дома, важные объекты жизнеобеспечения, памятники истории и архитектуры этот город-герой не сдается врагу.
В трагические месяцы военного времени от нас ушли выдающиеся личности, вписавшие своим талантом в искусство Украины незабываемые страницы. К всеобщей печали из-за непрекращающихся бомбардировок харьковчане не смогли достойно проводить в последний путь известных композиторов и пианистов, уникальных дирижеров и выдающегося артиста: а ведь все они были замечательными педагогами творческих вузов Харькова, воспитавшими сотни достойных своего таланта учеников.
Первым в этом скорбном списке имя Алисы Константиновны Видулиной (16 марта 1927 — 29 марта 2022).
Трудовая деятельность Алисы Видулиной началась в середине 1943-х, когда стала работать в оркестре народных инструментов, в котором помимо исполнительского мастерства овладевала искусством оркестровой гармоники и концертино.
Одновременно с работой в оркестре она обучается в музучилище, завершив четырехлетнее образование за два года. В 1950 году поступает в Харьковскую консерваторию и выпускается с дипломом дирижера оркестра народных инструментов. Но ее уже не покидает мечта о профессии дирижера-симфониста, и в 1951 году Алиса Константиновна поступает на третий курс факультета оперно-симфонического дирижирования Киевской консерватории. Победив в конкурсе молодых дирижеров в октябре того же года, была принята в оркестр народных инструментов Украинского радио и совсем скоро занимает должность ассистента, затем дирижера Государственного симфонического оркестра Украины. Таким образом Алиса Константиновна становится первой в Украине, в то время — единственной и неповторимой женщиной-дирижером. В 1957-м Алиса Видулина возвращается в Харьков, заняв должность старшего преподавателя Харьковской консерватории и встает за дирижерский пульт симфонического оркестра Харьковской филармонии. Но истинное удовольствие получает от встречи с оркестрантами Харьковского театра музыкальной комедии, куда впоследствии её пригласили занять должность второго дирижера. С 1960 года судьба связывает её с творчеством первого театра оперетты в Украине, в котором Видулина репетирует и дирижирует спектаклями на музыку Оффенбаха, Дунаевского, Штрауса, Кальмана, Легара и многих других композиторов. За пятнадцать театральных сезонов с помощью её дирижерской палочки свет увидели более 30 современных и классических оперетт.
В 1974 году женщина-маэстро возвращается к педагогической практике, но уже в Харьковском государственном институте культуры (ныне Академия культуры).
Педагогическая деятельность всецело захватила ее. По твердому настоянию доцента Видулиной в этом вузе была открыта кафедра оркестрового дирижирования и впервые внесен в учебный план госэкзамен по дирижированию. Память об Алисе Константиновны жива в сердцах тех, кому выпала честь учиться и работать с этой выдающейся женщиной.
Трудно переоценить значение музыкальных произведений, оставленных миру композитором и самобытным пианистом Владимиром Михайловичем Птушкиным (29 января 1949 —13 апреля 2022).
В 1973 году он, совмещая учебу в Харьковском институте искусств с концертмейстерской деятельностью, сумел окончить фортепианный и композиторский факультеты. К тому же учеба не помешала ему исполнять обязанности заведующего музыкальной частью Харьковского драматического театра имени А. С. Пушкина и преподавать в детской музыкальной школе.
Начиная с 1993-го, он ежегодно становится лауреатом всеукраинских музыкальных конкурсов и обладателем престижной премии имени Ильи Слатина.
Ныне творчество Владимира Птушкина известно далеко за пределами Харькова и Украины. Его произведения (охватывающие почти все музыкальные жанры) на протяжении многих лет обретали признание во многих странах дальнего и ближнего зарубежья. Поистине выдающимися считаются опера «Дива дивные», инструментальные концерты, симфонии, камерные, хоровые произведения, кантаты и вокальные циклы на стихи поэтов эпохи Возрождения и Серебряного века. Владимир Михайлович хорошо разбирался и чувствовал стилевые особенности классических пьес, что помогло ему быстро обрести славу одного из лучших композиторов, создающих музыку к драматическим спектаклям. Кстати, многие произведения, сойдя с драматической сцены, впоследствии обрели широкую популярность, как самостоятельные сюиты «Макбет», «Мещанин во дворянстве», «Виндзорские проказницы», а романс «Храни меня мой талисман» давно признан одним из лучших произведений этого песенного жанра.
Ныне музыку Владимира Птушкина исполняют лучшие симфонические оркестры Польши, Сербии, Франции, США, Германии, Швейцарии, Македонии, Венгрии, а в Ватикане в особых случаях звучит духовная кантата, созданная Владимиром Михайловичем на латинский канонический текст. Многие произведения еще при жизни этого харьковского композитора вошли в золотой фонд Национального Радио Украины.
До последних дней профессор Владимир Птушкин продолжал успешную творческую и педагогическую, возглавляя кафедру композиции в Харьковском национальном университете искусств имени И. П. Котляревского.
Невозможно представить новый театральный сезон без появления на сцене Владимира Николаевича Маляра (7 апреля 1941 — 2 июня 1922) отдавшего шесть десятилетий жизни легендарной сцене Харьковского академического театра им. Т. Г. Шевченко.
Нелегко описать творческий путь известнейшего в Харькове и за его пределами мастера сцены, сыгравшего в театре, кино и на телевидении более 150 ведущих ролей разных жанров в трактовках разных режиссеров. Как же подойти к творчеству этого непревзойденного Мастера?!
Пожалуй, следует начать с недавней премьеры чеховской драмы «Дядя Ваня» , в которой Владимир Маляр создал запоминающийся характер отставного профессора филологии Александра Владимировича Серебрякова. Рискуя навлечь на себя недоумение читающей публики, Владимир Николаевич «писал» биографию своего сценического героя, можно сказать, «от обратного». Он не обращал внимания на все суждения касательно своего личного взгляда на профессора Серебрякова. Владимир Маляр действовал соответственно своему пониманию места и назначения отставного профессора в контексте сложного спектакля режиссера Степана Пасичника. Эта последняя в жизни актера роль была сыграна с грандиозным размахом.
Многоплановый артист с диапазоном широчайших сценических возможностей от героико-романтических, комедийных, сугубо драматических, трагических до всевозможных авангардных направлений, не делал, как принято говорить, «первые робкие шаги» на сцене, а начинал творческую жизнь с колоссального разбега. Только в первое десятилетие после окончания Харьковского театрального института им было сыграно 35 ведущих разнохарактерных ролей, среди которых Павелоке в «Каса-Маре» И. Друце, Митрофанушка в «Недоросле» Д. Фонвизина, Шельменко и Скворцов в «Шельменко-денщике» Г. Квитки-Основьяненко, Дон Алонсо в «С любовью не шутят» П. Кальдерона, Яков в «Не стреляйте в белых лебедей» по Б. Васильеву.
Для тех, кто не имел возможности знакомиться с ролями Владимира Николаевича, сыгранными до 1980-х, которые принесли ему заслуженное признание и звание народного артиста Украины, роль Германа Льюиса в спектакле «Two-Step на чемоданах» по Р. Баэру явилась неожиданным открытием артиста в новом качестве. Но, как говорится, все новое — хорошо забытое старое. А для тех, кто знал и видел перечисленных ролей в исполнении Владимира Маляра, появление Германа Льюиса явилось долгожданной встречей с актером, как с добрым старым знакомым.
Мною отмечены только те, которые считались вершиной актерского мастерства В. Маляра. Считались, но, к счастью, не остались таковыми, потому что еще выше взлетел неистовый Ричард в «Ричарде III» У. Шекспира (режиссер Анатолий Литко), который требовал от актера не только мастерства, но и совершенного владения сценическим боем на мечах и мощным дыханием, без которого невозможно было бы донести до зрителя почти сто страниц стихотворного текста. Чтобы лишь перечислить всех сценических персонажей, сыгранных Владимиром Маляром за шесть десятилетий, понадобится очень много времени, но всех их объединяет признание и любовь зрителей.
Незадолго до кончины Анатолия Васильевича Калабухина (21 июня 1930 — 30 июня 2022) ему исполнилось 92 года.
Социальные сети еле выдерживали сотни поздравлений, отправляемых в его адрес от коллег, ведущих музыкантов, поклонников его таланта и от многочисленных, воспитанников Оперной студии Харьковского национального университета искусств, которой он руководил на протяжении семи десятилетий.
Когда будущему маэстро исполнилось восемь лет, он пошел в школу, но через несколько лет учебу прервала война. Отца мобилизовали на фронт, а сын остался с мамой и бабушкой, которые не смогли эвакуироваться и более полугода провели в оккупации.
Рассказывая о себе, Анатолий Васильевич вспоминал жуткие бомбардировки: «Время было страшное — вокруг рушились дома, мосты, заводы, выгорал дотла родной Луганск. Во всех торговых заведениях началась массовая распродажа населению товаров в буквальном смысле слова — за копейки. Мама случайно проходила мимо магазина музыкальных инструментов, где ее уговорили забрать новенькую мандолину».
В то время ни маме, ни бабушке и в голову не могла прийти мысль, что этот струнный инструмент круто повернет жизнь их мальчика. Паренек быстро освоил этот инструмент и уже не мыслил своей жизни без музыки. После войны он самостоятельно поступил в музыкальное училище и, не окончив , отправился сдавать экзамены в Харьковскую филармонию, после окончания который впервые встает за дирижерский пульт симфонического оркестра Харьковского театра оперы и балета. Однако основным местом его работы считалась родная консерватория, в которой он начал педагогическую деятельность сразу после получения диплома о высшем образовании.
В 1968 году Анатолию Васильевичу предлагают стать главным дирижером симфонического оркестра Харьковской филармонии, и он им становится. Открылся первый для нового дирижера филармонический сезон в киноконцертном зале «Украина». Именно в этот период к герою нашего рассказа пришла настоящая любовь, зародившаяся в результате творческого содружества с талантливой певицей оперного театра народной артисткой Украины Ириной Дмитриевной Яценко (она ушла из жизни в 2006 году). Вместе они работали над оперными спектаклями, вместе преподавали в Харьковском университете искусств…
В 1973–1978 годах Анатолий Васильевич занимает должность главного дирижера Харьковского академического театра оперы и балета, а с 1979 года вплоть до 2020-го, на протяжении 40 лет, руководил кафедрой оперной подготовки Харьковского университета искусств.
Во взаимодействии с разными режиссерами и балетмейстерами он принимал участие в создании более ста оперных и балетных спектаклей, часто выступал с ведущими симфоническими оркестрами Украины. Был участником больших гастрольных туров по странам Западной Европы, в частности дирижировал тогда еще в новом оперном театре Парижа «Opera Bastille».
Не менее четырехсот выпускников, сделавших свои первые профессиональные шаги на подмостках университетской оперной студии, стали признанными мастерами на музыкальных сценах Киева и Харькова. Многие достойно представляют харьковскую кафедру оперной подготовки далеко за пределами Украины, став солистами крупных оперных театров ближнего зарубежья и даже в Париже на сцене легендарного театра Гранд-опера.
Анатолий Васильевич часто одерживал победы в региональных рейтингах, становясь «Харьковчанином столетия» (2000), «Харьковчанином года» (четырежды! — 2001, 2002, 2003, 2006) и «Почетным гражданином Харькова» (2010).
Чередой девяти «круглых» дат завершилась наполненная волшебством музыки жизнь большой творческой личности.
Высококлассный пианист, педагог и создатель уникального международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи».Татьяна Борисовна Веркина (18 сентября 1946 — 4 июля 2022) привела музыкальное искусство Харькова к высотам Западно-Европейского уровня.
На протяжении нескольких десятилетий Харьков становился музыкальном Олимпом, на котором торжествовало исполнительское мастерство лучших музыкантов с мировыми именами.
Родилась Татьяна Борисовна в первый послевоенный год. Как утверждают социологи, люди, появившиеся на свет в это время, обладают бескомпромиссными личностными качествами и, как правило, выходят из любой ситуации благородными победителями.
С серебряной медалью окончив среднюю специализированную музыкальную школу, выпускница блестяще сдает экзамены в Харьковскую консерваторию. Успехи Татьяны Веркиной были столь значительны, что после окончания консерватории она остается в ней преподавать на кафедрах общего фортепиано и камерного ансамбля, а вскоре переходит на кафедру специального фортепиано. В педагогике время летит с неумолимой быстротой. Вчерашний доцент получает профессорскую должность и соответствующую ученую степень, становится заслуженным деятелем искусств Украины. В 2003 году Татьяна Веркина избрана ректором Харьковского университета искусств, а через год получает звание народной артистки Украины. И именно в пору её ректорства Харьковский университет искусств обрел статус национального вуза.
За свою большую педагогическую практику Татьяна Борисовна дала творческую жизнь многим высококлассным музыкантам, большая часть из которых стала лауреатами и дипломантами престижных международных конкурсов, проходивших в Германии, Дании, Италии, США, Чехии, Швейцарии, Швеции, России и Украине. Они и поныне с успехом гастролируют в нашей стране и за рубежом, играя в лучших концертных залах всех пяти континентов. Многие питомцы Татьяны Борисовны тоже посвятили себя педагогической деятельности и сегодня преподают не только в Украине, а определяют высокий уровень харьковской фортепианной школы в музыкальных школах и творческих вузах стран ближнего и дальнего зарубежья. Воспитанные Татьяной Борисовной профессионалы приглашаются для проведения мастер-классов в престижных консерваториях и академиях искусств Германии, Израиля, США и других государств.
В депрессивное десятилетие конца прошлого века классный пианист и выдающийся педагог Татьяна Веркина встала на стезю серьезной просветительской деятельности, считая миссионерство от искусства важной задачей на современном этапе воспитания истинной духовности. По мнению Татьяны Борисовны, «искусство и культура — одно из главных условий самосохранения нации. Без них нет движения вперед в науке, педагогике, медицине и других сферах профессиональной деятельности человека. Если погибнет культура, то следом за ней исчезнет и наука…»
В наши дни актуальность сказанного не вызывает сомнений. И профессор Татьяна Веркина сделала все необходимое, чтобы утвердить украинскую культуру как часть европейской, упрямо доказывая миру, что у нашей страны есть уникальные возможности и сильный творческий потенциал. Первыми шагами становятся инициативы по проведению на базе Харьковской консерватории первых в Украине показательных уроков с участием музыкантов мирового значения. Даже в нелегкие 1990-е годы она находила возможности для поездки с учениками в разные европейские страны, где совместно с коллегами-пианистами проводила мастер-классы для зарубежных студентов. Позже она неоднократно становилась членом жюри на международных конкурсах пианистов.
Но какого масштаба должна быть личность, способная стать идейным вдохновителем и художественным руководителем сложнейшего проекта — международного фестиваля?! Да еще такого размаха, каким стали для мировой общественности «Харьковские ассамблеи», собирающие под сводами концертных залов лучших представителей мирового музыкального Олимпа? И то, что мы являлись современниками такой личности, вызывает у нас чувства гордости и благодарности рано оставившей наш бренный мир Татьяне Борисовне.
… Никогда не забуду, как прекрасными осенними днями направлялся к Вам, Татьяна Борисовна, с ярким букетом любимых вами астр, чтобы получить информацию о новых «Харьковских ассамблеях».