Вот уже год почти прошел с того момента, как освободилась должность директора и художественного руководителя Харьковского академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина.
Напомню, место директора театра русской драмы оказалось вакантным после того, как Харьковский облсовет на своей сессии 11 марта 2021 года решил не продлевать контракт с Сергеем Бычко, проработавшим в этой должности пять лет. До работы в театре им. А. С. Пушкина актер и режиссер Сергей Бычко (кроме творческой деятельности) руководил харьковским Домом актера и Харьковским межобластным отделением Союза театральных деятелей Украины.
С тех пор продолжался поиск кандидатур, достойных занять освободившуюся должность.
Первое заседание соответствующей конкурсной комиссии завершилось 10 января скандальными отставками пяти претендентов на кресло главы многострадального зрелищного заведения. Хотя цель первого заседания комиссии состояла лишь в том, чтобы удостовериться, все ли документы претендентов соответствуют требованиям конкурса, и позаботиться о появлении недостающих. Однако по итогам начального этапа на следующее конкурсное заседание из восьми заявленных кандидатур были допущены только трое — Инга Лобанова, Наталья Мисенко и Сергей Москаленко.
В результате бывший директор Харьковского театра для детей и юношества Андрей Гапанович (бездоказательно обвиненный одним из членов комиссии в коррупции) и основатель, художественный лидер и директор театра «Арабески» Светлана Олешко (для которой формальной причиной отвода стало отсутствие в пакете документов сертификата о владении украинским языком) приняли решение отстаивать свои права в суде.
Однако на днях председатель конкурсной комиссии Виталий Гагарин огласил о решении провести повторно первый тур рассмотрения заявок кандидатов с восстановлением в правах всех предыдущих участников.
Так что теперь на должность директора Харьковского академического русского драматического театра имени А. С. Пушкина вновь претендуют восемь уже «проверенных» на неудавшемся конкурсе соискателей.
Знакомимся.
Андрей Гапанович, 57 лет. Высшее образование по специальности «Менеджмент» получил в Харьковской академии культуры. В 2011—2019 годах был директором и художественным руководителем Харьковского театра для детей и юношества. Продолжает обучение в том же вузе на отделении «Сценическое искусство».
Алла Карчевская, 63 года. Высшее образование получала в Харьковском институте искусств им. И. П. Котляревского (ныне — Национальный университет) на кафедре «Специальное фортепиано». В разные годы работала педагогом, администратором и коммерческим директором в сфере искусства и культуры.
Инга Лобанова, 51 год. Окончила Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого по специальности «Театроведение». Работала автором и ведущей передач на Харьковском радио, художественным руководителем Харьковской филармонии, преподавала в высших учебных заведениях, в частности — на кафедре театроведения Харьковского национального университета искусств.
Наталья Мисенко, 55 лет. Окончила Харьковский национальный университет радиоэлектроники по специальности «Инженер электронной техники». Второе высшее образование получила в Межрегиональной академии управления персоналом. Ныне служит заместителем директора Харьковского академического русского драматического театра.
Сергей Москаленко, 45 лет. Окончил Харьковский институт искусств им. И. П. Котляревского (ныне — Национальный университет) по специальности «Актер драматического театра и кино». 20 лет являлся артистом харьковского театра «Постскриптум». Параллельно вел авторские программы на радио и телевидении.
Светлана Олешко, 48 лет. Окончила Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина по специальности «Русский язык и литература». Продолжила обучение в Польском институте театра, Академии исполнительского мастерства (Нидерланды) и в Школе искусств стратегического менеджмента (Словакия). Эксперт Украинского культурного фонда, научный сотрудник Харьковского литературного музея, директор и режиссер театра «Арабески».
Виктория Пономаренко, 48 лет. Окончила Харьковский институт культуры (ныне — академия) по специальности «Руководитель народного коллектива» и Харьковский экономический университет им. С. Кузнеца по специальности «Государственная служба». Исполняет обязанности начальника отдела культуры, молодежи и спорта Южненского городского совета.
Олег Свиридов, 36 лет. Окончил Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого и кафедру административного права Харьковского национального университета внутренних дел. Работал в прокуратуре Харьковской области, главном управлении юстиции Харьковской области и юрисконсультом Харьковского метрополитена. В настоящее время является юрисконсультом Харьковской городской организации ветеранов.
Итак, восемь кандидатов разного возраста и разных взглядов на искусство и своего предназначения в нем. Но есть и то, что их объединяет: все они — приверженцы радикальных взглядов на будущее театра, все, как один, за быстрые перемены. Которые, как показывает опыт подобных ситуаций, чаще всего не влекут за собой положительных результатов и заканчиваются трагично не только для реформаторов, а для театра в целом.
Однако отдадим им все же должное: они решаются принять руководство театром в очень сложное время и занять должность, что в символическом значении очень похожа на дамоклов меч. Харьковские (как, наверное, и другие украинские) театры обречены бороться за выживание: сокращаются штаты, на две трети срезаются заработные платы, к выходному дню прибавляется еще один неоплачиваемый, не выделяется финансирование на выпуск новых спектаклей, некоторые труппы отправляют в отпуск, как горько шутят местные остряки, за «свой счет в швейцарском банке».
О происходящих вокруг театра событиях без обиняков высказывается заслуженная артистка Украины Александра Богатырева:
— Главная проблема состоит в том, быть ли театру им. А. С. Пушкина в Харькове вообще! Столько вокруг театра ненависти, такое неуважение к людям, в нём работающим, — такого город не знал в самые тяжёлые времена своей жизни. Последние дни показали, сколько в Харькове людей, желающих изменить, переименовать, разрушить, влезть и добить. И если зритель не отстоит право на существование театра имени А. С. Пушкина, то его не будет.
Что ж, остается дождаться результатов конкурса, а уж потом пытаться прогнозировать жизнь театра хотя бы до 2023 года, года его 90-летнего юбилея…
В тему
О том, что происходит с государственными театрами в Харькове, говорят режиссеры и актеры
Режиссер театра им А. С. Пушкина Ольга Прасолова:
— Культуру у Харкові планомірно знищують… Дивно, поки я ходжу на роботу і займаюсь мистецтвом, хтось інший ходить на роботу і краде 25% моєї заробітної платні. У битві «Харківська облдержадміністрація проти мистецтва» поки що програють харківські державні театри. Чому?! Бо у питаннях самозахисту ми досі кріпаки. Уявіть лише, наскільки погані справи в королівстві, якщо гроші треба забирати у театралів! Так, сьогодні я засмучена більше, ніж завжди, але завтра буде новий день. І нова битва. Я за мистецтво! І просто так своєю чесно заробленою зарплатою ділитись не збираюсь.
Актриса Театра юного зрителя, заслуженная артистка Украины Ольга Двойченкова:
— Это позорище для второго города страны, для его властей, которым наплевать на культуру! Пять несчастных государственных театров не смогли обеспечить! «Сами зарабатывайте!» Низкопробными комедиями на потеху?! И ведь какова риторика! «Каждый в пяти театрах работает!» Опять принялись копейки актерские считать! Да если даже процентов десять от общего числа артистов и подрабатывают в частных театрах в Доме актера, то люди просто выжить хотят! А то, что они бесплатно репетируют, тратятся на проезд, то, что зрителей в этих залах кот наплакал — это как?!
Кто же там такой умный в облсовете завёлся, что ему театры, актёры — как кость в горле?! И ведь это только в Харькове такое «ноу-хау»! Или этот город выбран для эксперимента, чтобы потом развалить и во всей стране культуру нации?
Уважаемые, может, поделитесь, как ВЫ зарабатываете? Где отдых проводите? Где потомство обучаете? А главное, чем вы занимаетесь, как управляете «процессами» за счёт налогоплательщиков?
И все это происходит в год 100-летия «Березіля» — славы и гордости Харькова в европейском театральном просторе! Простите, слов нет! Днище и зашквар!