ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Золушка»: впервые в Харькове, впервые в Украине!

Актуальное сегодня14 февраля 2022 | 18:00

Накануне Дня влюбленных в Харьковском национальном театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко состоялась премьера «Золушки» Жюля Массне в сценическом прочтении классической оперы режиссером Жанной Чепелой.

Родившаяся 325 лет назад, в 1697 году, сказка про Золушку Шарля Перро существует в бесчисленных пересказах, её также можно увидеть на сценах драматических, кукольных и хореографических театров. Но, уверен, не многие из нас слышали, как сказочные герои этого прекрасного произведения о любви поют (это если не считать пары более-менее удачных телемюзиклов). Поэтому нынешнюю премьеру в Харькове мы вправе назвать оперным вокальным дебютом «Золушки» в Украине.
Либретто в значительной мере расширяет рамки литературного первоисточника, сосредотачивая внимание на внутренних переживаниях сказочных героев. Но именно музыка Жюля Массне поддерживает эмоциональное наполнение вокальных партий, индивидуализируя сценические характеристики действующих лиц. Благодаря этому возникает портретная галерея общей социальной среды, без которой не смог бы проявиться основной и актуальный до нашего времени конфликт мистической истории. Вполне закономерно, что автором пьесы был французский художник Анри Каэн. В дальнейшем он хотя и продолжал писать картины, но широкую известность получил как драматург, создавший более 40 балетных и оперных либретто, в том числе для опер Жюля Массне — «Сафо», «Дон Кихот» и балета «Лебедь»…
Сценограф спектакля, залуженный артист Украины Александр Лапин создал к харьковской «Золушке» динамические декорации, в каждом фрагменте которых угадываются детали механических часов. Таким образом, мы словно попадаем в метафоричное царство времени, где каждому дарован шанс возможностей. Надо только оказаться в нужном месте и в нужную пору. Ход часов неумолим: прошлое не терпит сослагательного наклонения, а все, что осталось за маятником, — лишь безосновательные поиски причин. Декорационные ставки легко изменяют место действия, оборачиваясь то салонной изысканностью форм, то конструктивными деталями шестереночных механизмов. В задымленной перспективе многофигурного 3D-пространства возникает сонм эльфов из свиты обворожительной Феи. Бытовые наряды в спектакле отсутствуют, их подменяет стилизация корректно утрированных авторских костюмов. Кипенно-белые одежды и белоснежные парики, по задумке художника по свету Светланы Змеевой (Киев), оснащены технологическими аксессуарами наподобие тех, что используются в диснеевских фильмах. Светодиодные лампочки способны играть цветом и светом в унисон музыке. Подобные ноу-хау стали возможны благодаря поддержке спонсоров театра — банка «Восток», Благотворительного фонда Дениса Парамонова, компаний «Sunoil» (Украина) и «Ananta Medicare» (Великобритания).
Общий пластический рисунок оперы интересен за счет точного попадания в жанр эксцентричной оперы-буфф — пожалуй, единственного жанра, допускающего экстравагантную манеру сценического поведения.
Многие из зрителей, и ваш покорный слуга в том числе, считают единственной весьма существенной ошибкой режиссера-постановщика то, что исполнение роли принца Шармана доверено женщине. Дело не в том, хорошо или плохо ведет эту партию обладательница красивого меццо-сопрано, в буквальном смысле с болью в измученной груди мечтающая о встрече с Золушкой. (Между прочим, партия Шармана в оригинале написана для сопрано, но практически всегда транспонируется для тенора.) Однако сегодня даже в детских театрах ликвидировано амплуа травести. Так какая необходимость? Разве в оперной труппе нет молодого солиста, обладающего лирическим тенором? Знаю, что есть. И на зависть многим театрам их в оперном — несколько. Поэтому с нетерпением ждем выхода на сцену красивого тенора.
В любом случае, этот спектакль уникален. И уникальность его обусловлена рядом инновационных экспериментов, которые осуществляет театр в последние годы. Этому способствует в том числе и сотрудничество Харьковского оперного с коллегами из других стран. Благодаря их помощи, как уже сообщалось, удалось получить копии рукописных партитур великого композитора, датируемых 1896 годом, за подписью самого Жюля Массне.
Фото
Александра Шахматова.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях