Азербайджанцы — один из тюркских народов. Говорят на азербайджанском языке, который относится
к тюркской языковой группе. Азербайджанцы относятся к хазарскому типу европеоидной расы. Большинство верующих исповедуют ислам шиитского направления.
На вопросы газеты «Время» отвечает председатель Харьковского областного общества азербайджанско-украинской дружбы «Достлуг» Мурад Омаров.
Гостеприимство, милосердие, почтение, верность
— Есть ли у вашего этноса легенда о его возникновении и тотемное животное (растение)?
— Тотемным животным всех тюркских народов считается Боз Гурд (серый волк). По одной из одиннадцати легенд Эргенкона (мифическая местность, о которой упоминается в средневековом историческом сочинении «Джами ат-таварих». — Ред.), после поражения в кровопролитной битве многие тюрки погибли или попали в плен. А одного мальчика подобрала волчица, по горным тропам донесла на Алтай и вскормила своим молоком. Поэтому Боз Гурд пользуется особым почетом у тюрков. А одним из растительных символов считается бута (полураскрытый бутон розы).
— Если согласиться с утверждением, что такое понятие, как национальный характер, существует, то как бы вы коротко охарактеризовали свой народ?
— Гостеприимство, милосердие, почтение старших и верность данному слову.
— Поддерживаете ли вы и каким образом связь со своей исторической родиной? Имеется ли на Харьковщине консульство этой страны?
— В Харькове есть почетное консульство Азербайджанской Республики, с которым у нас тесное сотрудничество. Кроме того, мы активно контактируем с Госкомитетом Азербайджанской Республики по работе с диаспорой и Посольством Азербайджанской Республики в Киеве.
— Расскажите о самых значимых праздниках и/или датах в календаре вашего народа. Что принято делать либо не делать в эти дни?
— Дни радости: День Независимости Азербайджана — 18 октября, День Республики — 28 мая, праздник Новруз (праздник прихода весны) — 20–21 марта, День солидарности азербайджанцев всего мира — 31 декабря.
Дни скорби: Черный январь (убийство сотни азербайджанцев 20 января 1990 года в Баку по приказу
М. Горбачева), 26 февраля — ходжалинский геноцид азербайджанцев в Нагорном Карабахе, 31 марта — День геноцида азербайджанцев в 1918 году во время армянско-азербайджанской войны.
— Согласно всеукраинской переписи 2001 г., представителей вашей национальности на Харьковщине было 5600 человек. В какую сторону, по вашему мнению, изменилось это число? А сколько вообще в Украине и мире ваших одноплеменников?
— Сейчас азербайджанцев в Харьковской области более 50 тысяч. В Украине, по нашей информации, около 450 тысяч, а в мире — свыше 50 миллионов человек.
После окончания русско-персидской войны в 1828 году азербайджанские земли были разделены между двумя империями. Северная часть по реке Араз вошла в состав России, а южная часть осталась в Персии. Этим объясняется, почему население Северного Азербайджана (Азербайджанской Республики) сегодня составляет более 10 миллионов человек, а Южного Азербайджана (главный город Тебриз) в Иране — около 35 миллионов.
— Сколько человек, хотя бы приблизительно, в вашей национально-культурной организации?
— В Харьковском областном обществе азербайджанско-украинской дружбы «Достлуг» более 1000 человек.
— Назовите самую распространенную в вашем этносе фамилию, а также наиболее популярные женские и мужские имена. Что они означают?
— Фамилии — Алиев, Гасанов, Омаров. Некоторые азербайджанские имена имеют арабское и персидское происхождение, но в основном это тюркские имена: мужские — Магаммед (в честь Пророка), Байрам (праздник), Илькин (первенец), Эльвин (творец); женские — Айнур (луноликая), Натаван (беззащитная, слабая), Севиндж (радость), Айгюн (луна и солнце). Также именами стали псевдонимы ряда известных азербайджанских поэтов: Низами, Хагани, Насими, Физули, Хатаи, Вагиф, Сабир, Вургун, Мушфиг, Вахид…
— Как давно, по вашим сведениям, появились на Слобожанщине первые представители вашего народа?
— В период, когда территории нынешней Украины и Азербайджана вошли в состав Российской империи, в университетах крупнейших городов Украины — Киева, Харькова, Одессы обучалось большое количество азербайджанской молодежи. Так, будущий автор мирового бестселлера «Али и Нино» Юсиф Везир Чеменземенли в 1910 году поступил на юридический факультет Императорского университета Святого Владимира в Киеве. В 1917 году Чеменземинли создал первое азербайджанское общество в Украине и был избран его председателем, а после провозглашения Украинской Народной Республики в 1918-м Юсиф Везир наводит мосты дружбы между молодыми государствами, став дипломатическим представителем Азербайджанской Демократической Республики в Украине. В эти же годы в Киеве учился другой знаменитый азербайджанец, основатель полевой хирургии, академик Мустафа Топчибашев.
Во времена советской власти миграция азербайджанцев в Украину и украинцев в Азербайджан имела взаимный характер и, судя по переписям населения, особенно усилилась после Второй мировой войны. В 1970-х по инициативе тогдашнего руководителя Азербайджана Гейдара Алиева многие азербайджанские студенты направлялись на учебу в лучшие вузы Украины, в том числе Харькова. А эмиграция азербайджанцев в Украину достигла своего пика во время армяно-азербайджанской войны в середине 90-х годов XX века.
— Перечислите нескольких знаменитых харьковчан вашей национальности. Чем они прославились?
— Их немало:
— Имеются ли на карте Харькова и региона в целом топонимы, связанные с вашим этносом? Вам известно их происхождение?
— Вряд ли на карте региона имеются топонимы, связанные именно с азербайджанцами. Но с переселением древних тюркских этносов на территорию нынешней Украины связаны названия «Печенеги» и «Изюм» (тюркское название винограда). Есть село Черкасская Лозовая, а черкесы — один из народов тюркской группы.
В областном центре с нашим этносом связаны улицы Азербайджанская и Сумгаитская (в честь города), а также сквер имени Героя Советского Союза Фариса Сафарова (1920–1964), который принимал участие в освобождении Харькова.
Кстати, по данным азербайджанских историков, в украинском языке около 4 тысяч слов имеют тюркское происхождение.
«Навсегда в сыновья тебе дан…»
— Какие обряды и обычаи у вашего народа сопутствуют наиболее важным моментам в жизни каждого человека: рождению, женитьбе/замужеству, новоселью, смерти? Есть ли, например, традиция сватовства, какие-то обязательные слова при разводе (если он допускается), оплакивание покойника и т. п.?
— Рождение ребенка в каждой семье праздник. А обрезание считается малой свадьбой для мальчика.
Но особым событием в жизни каждого человека является свадьба. Браку предшествуют сватовство, обручение, свадьба в доме невесты. Свадьбы проходят с импровизациями в стиле национальных традиций, а разводы в азербайджанских семьях — редкие случаи.
По нашим обычаям усопший должен быть предан земле в день смерти до захода солнца. Азербайджанцы с особым почетом провожают в последний путь своих близких и любимых творцов. В 1897 году после смерти дочери последнего правителя Карабахского ханства Мехдигулу хана — известной поэтессы и мецената Хуршидбану Натаван, ее тело на катафалке должны были перевезти из крепости Шуша до города Агдам. Жители города решили, что в знак уважения должны нести тело поэтессы на руках до ворот крепости, а там уже положат на катафалк. Но когда подошли к воротам, там уже стояли сотни крестьян из ближайших сел, которые настояли на том, что тоже должны в знак признательности нести тело поэтессы на руках. По дороге на каждом перекрестке стояли крестьяне с аналогичной просьбой. И вдруг обнаружили, что уже видны стены крепости Аскеран, от которой до Агдама всего 6 километров. Так и донесли тело любимой Натаван 40 километров…
Во время праздников Новруз и Рамазан обязательно нужно посещать могилы своих близких и молиться за упокой их души.
— Какие приметы, по вашим народным верованиям, сулят неприятности, а какие, наоборот, предвещают удачу, везение и т. д.?
— В любом начинании принято обязательное участие мужчин. В новый дом нельзя заходить с пустыми руками. Когда кто-то уезжает надолго или далеко, обязательно за ним бросают чистую воду, чтобы поездка была удачной и ясной. На свадьбах невесту сопровождают с лампой в руках, которая должна освещать новую жизнь, сделать ее светлой.
— С какого возраста у вашего народа юноши и девушки считаются достаточно взрослыми, чтобы вести самостоятельную жизнь, скажем, вступать в брак? Есть ли ритуал конфирмации молодых людей?
— Особых конфирмаций нет, жениться и выйти замуж можно после 18 лет.
— Почему ваша этническая общность полагает важным сохранить свою национальную идентичность? Каким образом вы, с одной стороны, препятствуете ассимиляции, а с другой — интегрируетесь в украинское общество? Являются ли в этой связи для вашей общины межнациональные браки проблемой или решением?
— Несмотря на всеобщую глобализацию во многих сферах жизни, все народы стараются сохранить свою идентичность. Азербайджанцы не исключение. Но мы считаем себя одновременно и азербайджанцами, и украинцами. Для нас примером являются известные выходцы из Азербайджана, которые очень тепло относились и относятся к Азербайджану. Мы свято верим, что нельзя не любить страну, в которой живем, и не отказываемся интегрироваться в украинское общество. При этом стараемся сохранить свои традиции, которые только обогащают украинскую культуру. Никаких запретов на межнациональные браки нет.
— Знают ли младшие представители вашего этноса язык предков? Изучают ли его в воскресных школах? Как, на ваш взгляд, повлияет на ситуацию Закон Украины «Про освіту» в нынешней редакции?
— В Харькове общество азербайджанско-украинской дружбы «Достлуг» создало и официально зарегистрировало в городском управлении образования азербайджанский культурно-образовательный центр «Достлуг», где около 80 детей разных возрастов изучают азербайджанский язык, литературу, историю, танцы и национальные традиции.
На наш взгляд, Закон Украины «Про освіту» в нынешней редакции вполне нормальный и не ограничивает азербайджанцев в изучении своего родного языка.
— Как вы в целом оцениваете политику Украинского государства в национальной сфере?
— Однозначно положительно.
— Сталкиваются ли представители вашего этноса с дискриминацией по национальному признаку?
— Нет!
— Как вы относитесь к возможному восстановлению в паспорте гражданина Украины графы «национальность» и к институту двойного гражданства?
— К графе «национальность» положительно, а двойное гражданство должно быть по согласованию с каждым государством отдельно, по обоюдному согласию.
— Считаете ли вы справедливым тезис, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает?
— Нет, человек может говорить на любом языке. А свои корни могут забыть только недостойные. Один из моих любимых азербайджанских поэтов Самед Вургун около 90 лет назад писал:
Можно ль душу из сердца
украсть? — Никогда!
Ты — дыханье мое,
ты — мой хлеб и вода!
Предо мной распахнулись
твои города…
Весь я твой.
Навсегда в сыновья тебе дан,
Азербайджан, Азербайджан!
Мугам, долма
и Бахлул Даненде
— Какое направление фольклора (танцы, песни, сказания, единоборства и пр.) можно назвать «визитной карточкой» вашего этноса? Процитируйте в вольном переводе несколько строк из своей любимой народной песни.
— До появления письменности были широко распространены устные дастаны (эпосы). Распространителями дастанов были народные ашуги, которые в сопровождении струнного тюркского инструмента саз рассказывали и пели их.
Другим направлением нашей культуры являются мугамы. Именно азербайджанские мугамы в конце 2003 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО, при подписании Конвенции об охране нематериального культурного наследия, внесены в список шедевров мировой нематериальной культуры как традиционная система музыкального исполнения. А процитировать могу один куплет из ударных мугамов «Карабах шикестеси»:
Я влюблен в Карабах,
В Шеки, Ширван, Карабах.
Весь мир в рай
превратится —
Не заменит нам Карабах!
— Какие атрибуты обязательны в вашей национальной одежде? Кратко опишите ее.
— Мужскую одежду азербайджанских мужчин составляют: верхняя рубашка, архалук, чуха и шаровары (брюки). Верхняя мужская рубашка шилась из атласа и сатина и застегивалась на пуговицу или петлю. Архалук плотно облегал тело, а подол украшался оборками. Крой рукавов прямой, постепенно сужающийся в локтях. На архалук нашивался один или два кармана и застегивался он до шеи. Для шитья применяли кашемировые, атласные или сатиновые ткани. Ремень или пояс поверх архалука носили юноши, кушак — взрослые, пожилые мужчины. Чуха — азербайджанская верхняя мужская одежда с пришитыми на разрезах рукавов пуговицами и петлями. Широкие мужские шаровары шились из шерсти для удобства скакать верхом на лошадях. Натуральные меха и кожи использовали для шитья зимних шуб и дубленок. Головной убор для азербайджанского мужчины приравнивался к материальному воплощению чести. Основным видом головного убора мужчины являлась папаха. Шилась она из кожи разнообразного кроя. Также не менее популярны были аракчыны — круглые головные уборы, плотно облегающие голову. Носили их под папахами и шили из шелка и украшали золотой вышивкой. Также обязательным атрибутом костюма является пояс, на который подвешивается кинжал.
Женский национальный костюм состоит из верхней рубашки, архалыга (короткая облегающая кофта с длинными рукавами и глубоким вырезом), чепкена (длинная рубаха с разрезами), леббаде (стеганый халат), кьюлече (одежда с гофрированным подолом до пояса), кьюрду (тип жилетки), бахари (открытый воротник, длинные рукава). Одежда рубашечного кроя застегивалась одной пуговицей на шее. Рукава в основном были прямыми, широкими и длинными. Спереди нижнюю часть рубашки обшивали монетами из золота и серебра. На рубашку надевали чепкен (кафтан — длинная рубаха с разрезами), который прилегал к телу, а по бокам имелись рукава с нарукавниками. Одним из важных элементов национального наряда является головной убор — келагаи (особый платок).
— Какие блюда и напитки считаются основными в вашей национальной кухне? Что из украинской кухни вошло в ваше обычное или праздничное меню? Есть ли правила застолья, в том числе относительно расположения гостей?
— Основными блюдами в азербайджанской кухне являются несколько видов долмы и плова, хангел (иногда называют хинкал, а на самом деле должно быть хан гел — хан, приходи), кюфта-бозбаш, шашлык (шишлик, то есть мясо, которое надевается на шиш (шампур) и готовится на мангале). Напитки: чай, айран (кисломолочный напиток), довга (кисломолочный суп).
В наше меню из украинской кухни в первую очередь вошел борщ. Можно назвать еще вареники, различные холодные закуски.
Расположение за столом осуществляется в основном относительно возраста — по старшинству.
— Существуют ли в народном юморе постоянные персонажи? Можете рассказать анекдот (притчу), где главными героями являются ваши соплеменники?
— В народном юморе особое место занимает Молла Насреддин. В начале XX столетия в Азербайджане даже выходил одноименный сатирический журнал. И следует отметить, что он широко известен в Центральной Азии и Турции как Ходжа Насреддин.
Кроме Молла Насреддина, были еще Бахлул Даненде и Абдал Гасым.
Бахлул Даненде — реально существовавшая историческая личность, азербайджанец, живший в IX столетии в городе Тебризе, прославившийся среди современников как ученый, садовод, выведший новый сорт вишни, который так и называли «Бехлил».
Абдал Гасым (1873–1921) был известным шутником и борцом за справедливость. Он родился и жил в селе Гюльаблы Агдамского района. Впоследствии это село часто называли Абдал Гюльаблы.
Бахлул Даненде (Мудрец) иногда называли Бахлул Диване (Глупец). Так вот, рассказывают, что однажды к Бахлул Даненде пришел некий парень и сказал:
— Бахлул Даненде, я накопил немного денег. Как мне их использовать, чтобы заработать еще больше?
Бахлул Даненде посоветовал ему купить пшеницу и лук и в сухом сарае сохранить до зимы, а тогда продать за хорошие деньги. Он так и поступил, и заработал много денег.
Через год этот парень еще раз пришел к Бахлул Даненде и хамовато сказал:
— Бахлул Диване, а что ты посоветуешь мне купить в этом году?
Бахлул Даненде посоветовал ему купить много лука и пшеницы, брызгать сверху водичкой, чтобы стали тяжелее, закрыть сарай и зимой продать.
Парень так и поступил. А когда зимой открыл сарай, то обнаружил, что все загнило. Приходит он к Бахлул Даненде и говорит:
— Что же ты подвел меня? Я потерял все свое состояние! А в прошлом году совсем было наоборот.
Бахлул Даненде отвечает:
— В прошлом году ты меня назвал Мудрецом и я тебе дал мудрый совет. А в этом году ты меня назвал Глупцом и я тебе дал глупый совет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Мурад Анвер оглы Омаров родился 28 марта 1963 года в селе Хырдапай Кюрдамирского района Азербайджанской ССР в семье служащих. Поступив в 1980 г. в Харьковский институт радиоэлектроники, переехал в Харьков. После окончания института в 1988 г. поступил в очную аспирантуру ХНУРЭ и в 1991 году защитил кандидатскую, а в 2003-м — докторскую диссертацию. С 2009 года М. А. Омаров — декан факультета обучения иностранных граждан, заведующий кафедрой естественных наук ХНУРЭ, с августа 2015-го — проректор по международному сотрудничеству Харьковского национального университета радиоэлектроники.
Наряду с научно-педагогической деятельностью М. А. Омаров занимается активной общественной работой в Харькове и Харьковской области. В 1990–1998 гг. он являлся членом правления Харьковского городского азербайджанского национально-культурного общества «Хатаи». С 2000 г. — член правления Харьковского областного общества азербайджанско-украинской дружбы «Достлуг», а с 2001-го по настоящее время — председатель этой организации.
В 2002–2006 гг. М. А. Омаров был депутатом IV созыва Киевского районного совета г. Харькова, главой постоянной депутатской комиссии по экономическому развитию и предпринимательству.
М. А. Омаров — заслуженный деятель науки Азербайджанской Республики, награжден золотой медалью «Сын Отечества» за особые заслуги, направленные на укрепление междунационального мира и согласия, развитие дружественных связей между Украиной и Азербайджаном, медалью «Терегги» Азербайджанской Республики за заслуги в укреплении дружбы между народами и развитие азербайджанской диаспоры.
Женат, имеет трех взрослых сыновей.
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
Долма с виноградными листьями
Рецепт от директора азербайджанского культурно-образовательного центра «Достлуг» Вусалы Мурадовой:
— Азербайджанская кухня очень богата. Но главными блюдами считаются плов и долма.
Долма — тюркское слово, означает долдурмаг — заполнение. Существует очень много видов долмы: в листах винограда, айвы, липы или капусты, внутри помидора, баклажана или перца.
Свежие молодые листья винограда (зимой берутся консервированные) промывают и очищают, удаляют стебли у основания листа, ошпаривают кипятком. Мякоть баранины (можно использовать говядину с курдючным жиром или индейку) вместе с репчатым луком пропускают через мясорубку. В фарш добавляют соль, перец, зелень, очищенный и промытый рис, хорошо перемешивают. На внутреннюю сторону листа кладут около 15 г фарша и аккуратно заворачивают долму. Полуфабрикат кладут в кастрюлю в несколько слоев, добавляют немного воды и тушат на слабом огне при закрытой крышке 1–1,5 часа до готовности.
На стол долму подают с чесночным соусом. Чеснок очистить и мелко порубить. Соединить чеснок с несладким йогуртом, посолить по вкусу и перемешать. Хорошо охладить соус в холодильнике в течение 2 часов.
Для долмы:
400 г жирной баранины,
2 головки репчатого лука,
1 ст. ложка круглого риса,
тмин, укроп, кориандр, мята,
160 г свежего листа или 0,5 л консервированного виноградного листа,
перец, соль по вкусу.
Для соуса:
4 зубчика чеснока,
1 стакан йогурта.