ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Мастера культуры: фотохудожники

Актуальное сегодня08 июля 2021 | 16:23

Владимир Оглоблин: «Свобода предполагает и повышенную ответственность творца»

Союз фотохудожников Украины образован на учредительной конференции
9–10 декабря 1989 года.

В 2004 г. организации присвоен статус национальной.
Как указано в аналитической записке, подготовленной Программой развития ООН в Украине для слушаний в комитете Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики, на начало 2020 г. Национальный союз фотохудожников Украины (НСФХУ) имел региональные отделения во всех областных центрах страны и АР Крым, а в своих рядах насчитывал около 1000 действительных членов и 85 почётных.

На вопросы газеты «Время» отвечает заместитель председателя Харьковского отделения НСФХУ Владимир Оглоблин.

Энтузиазм, увы, схлынул

— Эта публикация приурочена к вашему, так сказать, профессиональному празднику — Международному дню фотографа, 12 июля (существует ещё Всемирный день фотографии, 19 августа). Вы и ваши коллеги отмечаете (и как) этот день? Кстати, есть ли вообще необходимость в таких датах-напоминаниях?
— Украинские фотографы отмечают обе даты. Обычно обмениваемся поздравлениями в соцсетях. Раньше, в докоронавирусный период, в Киеве в честь торжества проходила большая фотовыставка.
Профессиональные праздники, считаю, нужны. Наши, например, напоминают о зарождении фотографии как таковой, о традициях фотоискусства, о выдающихся личностях на фотографическом небосклоне. Происходит заметное оживление среди и в среде фотографов на всей планете, и это позволяет сохранять прежние связи или приобретать новые, не терять из виду последние тенденции в мире фотографии.
— Что вы считаете ключевой целью своей организации? Иначе говоря, зачем она сегодня нужна? Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой и как их решаете?
— Когда создавался Союз фотохудожников, во главе угла действительно стояли благие намерения. Находиться в его рядах было почётно, престижно, интересно. Определилась некая иерархия в безбрежном украинском море любителей (от слова любить) фотографии и можно было, хотя бы формально, ориентироваться в профессиональных способностях людей. Проводились выставки и творческие встречи только для членов НСФХУ, разрабатывались специальные фотопроекты, издавались каталоги. Это способствовало численному росту организации, хотя количество не всегда переходило в качество.
В то же время стороннему заказчику, скажем, крупному предприятию, издательству или банку, проще и выгоднее было обратиться в наш союз, чем к частнику, где можно легко нарваться на какого-нибудь авантюриста. Так что в определённом смысле мы в конце 1990-х — начале 2000-х являлись творческо-производственным объединением.
Но затем энтузиазм первых лет схлынул, деятельность большинства фотографов начала коммерциализироваться. Поэтому в настоящий момент говорить о целях и задачах можно только очень условно…
— Разнообразные творческие союзы появились задолго до советского периода, но именно при СССР они оказались до крайности формализованы. Что полезного вы взяли из советского прошлого, а от чего безоговорочно отказались?
— При Советском Союзе любая творческая организация, несмотря на «надзор» со стороны «компетентных органов», имела чуть больше свободы, чем рядовой гражданин. Если ничего «антисоветского» не замышлялось, то творчество разрешалось в границах соцреализма. С другой стороны, фотоискусство, начиная с 1927 года, когда фотографов «переориентировали» на социалистическое строительство, очень много потеряло. Мы в этом плане отстали от других стран мира приблизительно на 50 лет, потеряли два поколения творческих людей…
Сейчас, бесспорно, положение выравнивается благодаря открытости, возможности путешествовать, свободно участвовать во всех зарубежных конкурсах и выставках. Интернет добавил множество знаний в области мирового фотоискусства, познакомил с культовыми фотографами, о которых при «совке» мы в лучшем случае только слышали, — Ричардом Аведоном, Энни Лейбовиц, Хельмутом Ньютоном, Ленни Рифеншталь…
— В свое время В. И. Ленин заявлял: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». Но люди старшего поколения хорошо помнят, что такое партийный диктат, цензура и самоцензура. Что, на ваш взгляд, хуже из этих двух зол? Является ли в наше время свобода творчества осознанной необходимостью денег?
— Деньги, как известно, не отменены, и если свобода творчества сочетается с хорошим заработком, то ничего предосудительного в этом нет. Так живёт весь мир. А нас в советское время убеждали, что говорить о деньгах аморально, что в первую очередь нужно думать о творчестве. Хотя тогда много зарабатывали именно те, кто был приближён к власть имущим и выполнял «соцзаказы». Впрочем, благодаря тому, что такого художественного явления, как соцарт, кроме СССР и его сателлитов, больше нигде не было, эти произведения неплохо котируются на рынке искусства.
Лично мне сейчас лучше, чем в те годы: я свободен в выборе тем, в их интерпретации. А при Союзе любая мало-мальски серьёзная работа обставлялась кучей ограничений и обязательно цензурировалась.
Однако сегодняшняя свобода предполагает и повышенную ответственность творца.
— В продолжение вопроса: на ваш взгляд, есть ли и в каком виде ныне цензура? С другой стороны, те же художественные советы, выступающие, скажем, в рекомендательной роли, помогают или мешают развитию творческой личности?
— По большому счёту, цензуры в фотоискусстве нет. Есть понятные рамки, связанные с военной тематикой.
Как руководителю мне, разумеется, дорого реноме моей фотошколы и я, конечно же, слежу за творчеством своих воспитанников и выпускников. Влиять на последних я, безусловно, не могу, даже если бы и захотел, но единственное, от чего я всех предостерегаю, — от произвола безвкусицы. Об этом я говорю откровенно и прямо в глаза. Да, иногда на меня обижаются, но тот, кто имеет что-то в голове и в сердце, сделает правильные выводы. А тот, кто не имеет… Увы, многие совершенно бездарные люди научились оправдывать пустоту своего «творчества» красивыми фразами. В принципе, как раз в этом суть моих расхождений с так называемой «харьковской школой фотографии».

Наша общая память

— Есть ли на Харьковщине проблема с сохранением творческого наследия ваших предшественников, действительно внёсших достойный вклад в национальную культуру? Что ваша организация делает для этого?
— Это очень серьёзный вопрос. Я уже много лет занимаюсь поисками старой харьковской фотографии. В прошлом году издал книгу «Час Федецького».
Харьков — один из немногих очагов развития фотографии в нашей стране. У нас в городе, к счастью, ещё можно разыскать и сохранить для потомков творческое наследие первопроходцев: Василия Досекина (1829–1900), Алексея Иваницкого (1855–1920), Альфреда Федецкого (1857–1902), Михаила Овчинникова (годы жизни неизвестны) и других. Лично знаю людей, которые готовы передать старинные снимки в надёжные руки, а лучше всего — в специальное хранилище. И очень жаль, что идея о создании музея ли, центра ли фотографии, которая обсуждается уже 10–15 лет, так и осталась только идеей. Хотя городская власть обещала творческим людям — фотографам, художникам, скульпторам — предоставить место в районе «старой мельницы» на Харьковской набережной. Но теперь там идёт застройка каких-то офисных зданий…
А ведь есть достойные для подражания примеры. Скажем, в Украине в городе Хмельницком есть Музей фотографии с выставочным залом. Не говоря уже об аналогичных музеях в Стокгольме или Лондоне, побывать в которых — то же самое, что попасть на Марс. Фантастика!..
Понимаю, что для реализации подобных проектов необходимы большие, а скорее, огромные средства. И без заинтересованного внимания к данной проблеме со стороны Украинского государства и/или Харьковского горсовета с мёртвой точки её не сдвинуть.
— Вам известно, существуют ли другие творческие союзы той же профессиональной направленности? Какие разногласия, в том числе идейные, имеются у вас с ними?
— Есть Украинская ассоциация профессиональных фотографов (УАПФ), в которую я тоже имею честь входить. Её появление — инициатива части молодых фотохудожников. Но это скорее параллельная, чем альтернативная организация, ведь особых разночтений с ней у НСФХУ нет. Тем более что своих отделений на местах УАПФ не создаёт.
— Кто имеет право стать членом вашей организации? Каковы критерии отбора? И за что могут исключить из неё?
— Раньше основными условиями приёма было участие в конкурсах, выставках (республиканских и международных), заметные личные достижения и, само собой, желание человека.
Очень-очень давно действительно исключили пару человек, которые вообще себя никак не проявляли и само­устранились от активной работы в организации, но сегодня, уверен, они бы остались.
— Сколько членов, хотя бы приблизительно, в вашем творческом союзе?
— В Харьковской области — около 60 человек. И рост тормозится искусственно.
Сейчас в Харькове сложилась странная ситуация, при которой новых членов зачастую приходится принимать через соседние города — Сумы или Полтаву. У нас сформировалась некая «харьковская школа фотографии», с которой у меня сложные отношения. Представители этой «школы» блокируют приём кандидатов, если, по их мнению, соискатели не отвечают требованиям «современной», «концептуальной», «авангардной» фотографии (что это такое, ума не приложу!). Например, большинством голосов отказали лауреату многих, в том числе международных конкурсов Зое Костиной.
Самое печальное в этой истории то, что на общем собрании, которое принимает новых членов, должно быть не менее 50% списочного состава организации. Смотришь — кворум есть, голоса приблизительно 50 на 50. И тут начинается: а мне такой-то делегировал свой голос, а мне — иной, а мне — ещё кто-то… И получается, что люди, которые давным-давно не живут в Украине, обитающие в Австралии, Германии, Израиле и других далёких краях, оторванные от харьковской жизни, заочно решают судьбу оте­чественной фотографии! Я давно предлагаю: пусть они остаются почётными членами, но давайте лишим их права голоса.
— Взимаются ли в вашей организации членские взносы? Каков их размер (в месяц, в год)?
— Лет десять назад членские взносы собирались регулярно. Но когда выяснилось, что на наши деньги отмечались юбилеи, раскрашивались автобусы во славу одного псевдогероя, люди возмутились и перестали платить взносы. В свою очередь и Киев перестал их принимать, всех перевели на самоокупаемость: сколько собрали, на то и живите. Так что на данный момент взносов как таковых нет. И «совместной жизни» НСФХУ и Харьковского отделения нет. Вообще.
— Какие преимущества (материальные или моральные) имеет член вашего союза по сравнению с «неохваченными» творцами или принадлежащими к альтернативным организациям? В чем ваше отличие от соответствующего профсоюза?
— Получается, никаких преимуществ нет.
— Имеет ли ваша организация финансовую или другую материальную поддержку со стороны государства?
— Харьковское отделение — точно не имеет.
— Руководитель вашего союза — выборная должность? Получаете ли вы денежное вознаграждение за свою деятельность или работаете на общественных началах?
— На данное время организацией «дистанционно» руководит Андрей Авдеенко, который уже несколько лет как перебрался в Киев. Он был избран «по инерции» главой отделения в 2019-м на очередные пять лет.
Все руководители, в том числе и я, работают на общественных началах.

Путь длиною в 30 лет

— Как вы сами пришли в эту профессию? Что стало решающим в выборе жизненного пути?
— Для меня самого обращение к фотографии оказалось неожиданным. После окончания истфака Харьковского университета я работал в историческом музее, занимался археологией, и мне это нравилось с раннего возраста. Моё детство прошло вблизи «Академической дачи им. И. Е. Репина» (Тверская область), творческой базы Союза художников СССР, где я часто общался с живописцами, и в классе эдак 9–10-м и сам увлёкся рисованием. А фотоаппарат я впервые взял в руки на II курсе вуза и поначалу подумал, что это точно не моё: все эти выдержки, диафрагмы для гуманитария — тёмный лес… На удивление, сделанные кадры оказались удачными. И я понял, что можно не просто фиксировать окружающую реальность, а творить — искать, экспериментировать…
А так как с юных лет я ощущал «тягу к перемене мест», то стал бродить по Союзу сначала с чужим фотоаппаратом, а потом и с честно заработанным. И, опять же, оптимизма добавляло то, что снимки у меня получались, я стал участвовать в фотовыставках.
Впрочем, всё это оставалось параллельной жизнью с работой в музее. Первым поворотным пунктом стало гран-при всесоюзного конкурса, который в 1987 г. проходил в подмосковном Красногорске. И я сразу очутился в орбите маститых фотохудожников, начались фотоэкспедиции. Это стало увлекать всё больше и больше — больше, чем история и археология. Желание с помощью фотоаппарата «заглянуть за горизонт» начало побеждать, а моим жизненным кредо с тех пор стали слова американского писателя Рэя Брэдбери: «Старайтесь увидеть мир, он прекраснее любой мечты».
А дальше вопрос «или-или» неожиданно поставил передо мной пожилой священнослужитель-лама в Гималаях на границе с Монголией. Мы заговорили о жизненном пути человека, и он произнёс судьбоносную фразу: «Если ты встал на определённый путь, то не предавай его, даже если появятся большие соблазны. Это твой и только твой опыт, никто и никогда его не повторит».
Кроме слов, было и физическое осознание, прозрение. Как сейчас помню, прилетел из Тувы в Москву, иду по Новому Арбату, и тут как вспышка-озарение: фотография — это ведь так здорово, это же радость открытий, это же роскошь общения с новыми людьми! И тогда я понял, что всё-таки выберу тот путь, которым иду уже больше 30 лет.
— Кто лично для вас является ориентиром в творчестве — в мире, Украине, на Харьковщине?
— Среди тех, кто мне духовно близок, назову американца Энсела Истона Адамса (1902–1984), в творчестве которого мне особенно импонируют пейзажи; латыша Яниса Глейздса (1924–2010) — это вообще человек-легенда: в молодом возрасте из-за обморожения лишившись кистей рук и пальцев ног, он смог стать выдающимся фотомастером; бразильца Себастьяна Сальгадо, крупнейшего из сейчас живущих фотодокументалистов мира. В этот список хочу также включить моего старшего коллегу, харьковчанина Александра Супруна, с которым меня связывает давняя дружба.
Вообще же, говоря об авторитетах, я сделал вывод: на­учить фотографировать нельзя, а вот научиться — можно.
— Судя по всему, язык в вашей профессиональной деятельности не главное. И тем не менее — насколько важна в нынешнем глобализированном мире национальная идентификация (а ведь язык — один из её основных маркеров)?
— При фотографировании язык действительно не самое главное, но коварство и подлость, которые проявила Россия в 2014-м, разбудили очень многих. Я начал заново учить украинский язык (четыре года в украинской школе за прошедшие годы выветрились за ненадобностью), стал говорить на нём много и с удовольствием.
— Ощущают ли фотохудожники на себе проблемы плагиата и пиратства? Можно ли что-то противопоставить этим явлениям в «оцифрованном» мире?
— Крали у меня часто, но особенно запомнились два случая.
Однажды в конце 1990-х мне позвонила неизвестная женщина, уточнила: «Вы Владимир Оглоблин, фотограф?» Когда я подтвердил, выпалила: «Вы убили моего отца!» Я изумился: «Вы ничего не путаете?» Она объяснила: некое нижегородское издательство выпустило книгу о маньяке-убийце, на обложку которой поместила моё фото лица старика с полными тоски глазами — я его снял возле Сергиевой лавры. Этот снимок был в Москве на выставке, посвящённой 150-летию фотографии, и, видимо, кто-то переснял его, а недобросовестное издательство, нарушая авторские права и этические нормы, использовало. Старик же, увидев свой портрет на такой жуткой книге, скончался… Мои попытки добиться справедливости ничем не увенчались: юрист объяснил, что только на поездки туда и обратно я потрачу массу времени и денег, а успех в судебной тяжбе далеко не гарантирован, ведь это другое государство.
Второй эпизод не столь трагичен. На украинский рынок собралась выходить всемирно известная южнокорейская фирма «LG». И одно киевское рекламное агентство, которое «вело» «LG», попросило меня прислать свои фотографии. Я отправил 30–40 снимков. Через несколько недель фото мне вернули, сообщив, что ничего не подошло. Ну и ладно. Я был уже в экспедиции на Колыме, когда мой харьковский товарищ позвонил и сказал, что ему очень нравится мой морской пейзаж на рекламе «LG». Вернувшись в Харьков, звоню в представительство «LG» в Украине. Те отвечают, что купили фото у рекламного агентства… С помощью харьковского адвоката я подготовил иск на 50000 долларов (решили припугнуть их суммой). Вскоре мне позвонили из Киева и предупредили, что услуги киллера им обойдутся дешевле. Но мы не испугались и продолжили разбирательство. Тем временем юрист, которая представляла компанию «LG», заявила: если суд докажет вину агентства, мы уничтожим, разорим его, потому что это — наша репутация и пятнать её мы никому не позволим. Так и вышло.

«Моя родина — Украина»

— «С кем вы, мастера культуры?» — этим вопросом в своё время творческих людей озадачил Максим Горький. С вашей точки зрения, может ли искусство развиваться вне реалий общественной жизни? Если нет, то должно ли оно, так сказать, откликаться (и как) «на злобу дня»?
— До 2014 года у меня были очень тесные связи с различными российскими организациями, при их финансировании было создано немало творческих фотопроектов, ни за один из которых мне не стыдно; были очень тёплые, дружеские отношения с ребятами из России, среди которых есть даже побратимы, с которыми мы вместе выкарабкивались из смертельно опасных ситуаций. Нет, дружба со многими из россиян осталась, но Россия как страна для меня в творческом отношении закончилась — я туда ни ногой. Несмотря на то, что вся родня у меня в России, моя родина — Украина и другой нет и не будет.
Оккупацию Крыма и войну на Донбассе я простить России не могу. Хотя понимал, что этого не избежать, но надеялся… О том, что операция по захвату Крыма сначала планировалась на 2008 год, мне рассказал подвыпивший российский генерал в отставке. Уже тогда, в 2000-х, в России стали насаждать антиукраинские настроения. Меня на Колыме задерживали как украинского шпиона, а в архиве магаданского ФСБ, куда я пришёл с письмом, подписанным местным губернатором (!), офицер, увидев мой украинский паспорт, швырнул его назад в приёмное окошко, сказав, что бандеровцев здесь не обслуживают. Вот тогда-то я понял, что мы никакие не братья, и уж тем более не один народ.
(Кстати говоря, у меня, в ту пору ещё «советского человека», сознание перевернулось, когда на Колыме увидел гигантское кладбище с безымянными могилами. На некоторых фанерных табличках, рядом с какой-то аббревиатурой и номерами, было написано одно слово — «бандеровец». Тогда впервые задумался: кто они такие, за что им и после жизни ставят это клеймо? И я ведь историк, начал изучать. Теперь могу со всей ответственностью заявить: то, что о них сочиняли в советское время, на 99,5% — ложь.)
Поэтому я не просто осуждаю, а презираю украинских политологов, участвующих в пропагандистских шоу на прокремлёвских телеканалах (а других там практически нет), «наших» артистов, гастролирующих по городам и весям России, фотографов, участвующих в российских выставках и конкурсах, стопроцентно «крышуемых» ФСБ (один украинский фотограф на мой упрёк парировал, что «фотография вне политики»!). Что касается украинских спортсменов, то если какая-то международная федерация проводит соревнования в России, то нужно отказываться и чётко называть причину — это государство-агрессор, это государство-оккупант. Любое другое поведение пахнет и политикой, и деньгами, и дерьмом.
Мой вклад в борьбу моей страны — посильная помощь волонтёрам и нашим воинам.
— За редким исключением (например, награждение титулом «сэр» или «дама» в Великобритании наиболее выдающихся деятелей культуры) в мире отсутствует практика присвоения государством почётных званий за творческие достижения. Как вы считаете, не пора ли упразднить данное советское «наследие» — все эти категории «народных» и «заслуженных»? А лично вы в этом смысле выделены державой? И, к слову, участвует ли ваша организация в выдвижении «на отличие»?
— Конечно же, все эти «чётные» и «нечётные» — несусветная глупость и зачастую ничего общего с развитием культуры и искусства не имеет. Но я бы поставил проблему ещё шире — те же Шевченковские премии часто вручаются непонятно кому и непонятно за что, заставляя заподозрить и жюри конкурса, и лауреатов в «договорняках» и «откатах».
Сам я госзваниями не отмечен и к нам по этому поводу власти не обращаются.
— Сформулируйте критерии, которые помогут неспециалисту в вашей области понять разницу между хорошим произведением и плохим.
— На этот вопрос у меня нет ответа. Здесь, скорее всего, каждый должен руководствоваться личными предпочтениями. Технические характеристики? Цифровой фотоаппарат позволяет делать шикарные снимки, условно говоря, через кухонную форточку.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир Анатольевич Оглоблин родился 26 июня 1954 года в Харькове.
Окончил исторический факультет Харьковского государственного университета (ныне — национальный университет им. В. Н. Каразина) в 1980 г.
Во время учёбы в вузе увлёкся фотографией, но серьёзно начал заниматься ею в начале 1990-х, работая в рекламном агентстве.
Участник многочисленных фотоэкспедиций. Объездил бывший Советский Союз от Чукотки, Якутии, Колымы и Земли Франца-Иосифа до Карелии, Карпат и Крыма.
С 2005 г. — профессиональный фотограф.
Неоднократный победитель национальных и международных фотоконкурсов. Автор 20 фотокниг и фотоальбомов, в том числе «Прогулянки Харковом. Ювілейний фотоальбом» (2004 г., к 350-летию города).
Свой опыт передаёт желающим в авторской фотошколе.

Другие публикации цикла «Мастера культуры»:

Писатели — https://timeua.info/ukraina/mastera-kultury-pisateli-hiba-buvayut-narodi-bez-naczionalnosti-svoєї-movi-anatolij-stozhuk-mne-ne-ochen-blizko-politizirovannoe-iskusstvo-kakoj-by-poziczii-ni-prid/
Театральные деятели — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-teatralnye-deyateli/
Дизайнеры — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-dizajnery-vladimir-pogorelchuk-my-vsegda-byli-i-budem-zavisimy-ot-globalnogo-zakazchika-potrebitelya/
Хореографы и танцовщики — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-horeografy-i-tanczovshhiki/
Кузнецы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kuzneczy/
Звукорежиссёры — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-zvukorezhissyory/
Краеведы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kraevedy/
Журналисты — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-zhurnalisty/
Архитекторы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-arhitektory/

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях