ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Мастера культуры: художники

Актуальное сегодня07 октября 2021 | 16:52

Виктор Ковтун: «Тех, кто зарабатывает на жизнь исключительно своим творчеством, — единицы»

Объединение украинских художников основано в 1938 году как республиканское отделение Союза художников СССР и именовалось тогда Союзом советских художников Украины.

Образованию предшествовала пятилетняя подготовительная работа специального организационного комитета, сформированного в 1933 г. в тогдашней столице Украинской ССР Харькове. Первый, учредительный съезд проходил 27 октября 1938 года тоже в Харькове, остальные — в Киеве.
В 1991 г. организация была переименована в Союз художников Украины, в 1998-м ей присвоен статус «национальная». Современное название — Национальный союз художников Украины (НСХУ).
Структура союза насчитывает 33 областных и территориальных организации (включая Крым), а также несколько отделений. На август 2010 г. (более свежих данных, увы, нет) НСХУ объединял 3897 украинских живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративного искусства, искусствоведов.

На вопросы газеты «Время» отвечает руководитель Харьковской областной организации НСХУ Виктор Ковтун при участии и. о. главы секции критики и искусствоведения ХО НСХУ Олега Коваля.

Четыре направления

— Эта публикация приурочена к вашему, так сказать, профессиональному празднику, Дню художника, 10 октября. Вы и ваши коллеги отмечаете (и как) этот день? Кстати, есть ли вообще необходимость в таких датах-напоминаниях?
— Такая дата нужна хотя бы для того, чтобы дать художникам понять — общество, государство не оставляют их без своего внимания. Хотя, конечно, сфера культуры по большому счету государством не дотируется, но это общегосударственный праздник, а творцу важно чувствовать себя востребованным социумом. На нашей выставке, посвященной Дню художника, которая ежегодно проходит в стенах Харьковской организации, члены союза общаются друг с другом, с руководством, а главное — видят динамику развития, ведь каждая, а не только эта экспозиция, в определенном смысле — качественный срез художественной жизни, этапное событие в жизни всех членов НСХУ. Можно даже сказать, что наш «творческий год» начинается именно с 10 октября.
На выставке обычно представлены 250–300 разноплановых работ. А в этом году она еще совпала с празднованием 100-летнего юбилея Харьковской государственной академии дизайна и искусств.
Конечно, мы подстраховались, и в случае усиления противопандемических мероприятий все запланированные акции переместились бы в онлайн. Более того, в нашем союзе есть прекрасный карикатурист, который одновременно и отличный специалист по видео- и фотоискусству. К каждой выставке он делает небольшой промофильм с показом работ и участников. Также обязательно выпускаются каталоги и в бумажном виде, и в электронной форме. Художники вносят символическую сумму, а основное бремя расходов берет на себя союз. Кстати, многие наши коллеги уже убедились, что одного интернета для продвижения своего творчества мало, а живое общение и наглядный материал в виде каталога намного эффективнее. И, к слову, на конец этого года запланирован выпуск нашего очередного ежегодника, где будут указаны сведения о харьковских художниках, о прошедших и будущих юбилейных датах.
— Что вы считаете ключевой целью своей организации? Иначе говоря, зачем она сегодня нужна? Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой и как их решаете?
— Наша общественная творческая организация в первую очередь создает художникам условия для активной выставочной деятельности, а за последние годы мы еще больше усилили работу в этом плане. Кроме тех выставок, которые традиционно проводятся еще с советских времен, появились дополнительные персональные и тематические. Например, выставки абстрактного искусства, о чём при СССР и помыслить было нельзя. А теперь наш союз предоставляет творческой молодежи, которая тянется к абстракционизму, возможность показать себя.
Второе важное направление нашей деятельности — социальная защита членов союза. Многие сталкиваются с проблемами в области авторских прав, с обеспечением надлежащих условий работы. Это те же творческие мастерские, которые союз выделяет наиболее активной части художников. Причем данные помещения обеспечены всеми необходимыми материально-техническими принадлежностями — отчасти за средства самих художников, но львиную долю затрат несет опять-таки союз.
Также осталась юридическая сторона, когда НСХУ (и это касается не только отдельных художников, а имущества всей нашей организации) с учетом положений закона о творческих союзах представительствует перед государством в отношении домов художника, творческих резиденций, плэнеров и т. п. Организация этих процессов без участия союза в диалоге с местной властью или общегосударственными структурами была бы невозможна.
И четвертое, не менее значимое, направление — использование союза как дискуссионной творческой площадки. Каждая выставка вызывает к жизни «круглый стол», на котором сами творцы и искусствоведы обмениваются мнениями.
Резюмируя, НСХУ выполняет выставочную, творческую, юридическую и дискуссионную функции. Уверен, что потребности художников на этом уровне наш союз вполне обеспечивает.
— Разнообразные творческие союзы появились задолго до советского периода, но именно при СССР они оказались до крайности формализованы. Что полезного вы взяли из советского прошлого, а от чего безоговорочно отказались?
— Идея объединения художников в творческую организацию родилась как минимум во второй половине XIX века. Это стойкая историческая традиция (русские «передвижники», идея Ван Гога о творческом союзе художников и т. п.).
НСХУ в своей деятельности навсегда отказался от контроля над творчеством художников и программных установок, которые они должны были выполнять в силу господствующей в СССР идеологии. Также ушла в прошлое жесткая жанрово-видовая регламентация, когда один вид — допустим, живопись, — объявлялся ведущим, а все остальные оказывались на периферии. Теперь этого нет, ныне даже те области, которые при советской власти считались чуть ли не маргинальными (скажем, декоративно-прикладное искусство, отчасти дизайн среды обитания и др.), выходят на первые роли. Более того, сейчас лидирует графика, которая объединяет новейшие культурные и ментальные формы художественного видения, по сути дела срастаясь с актуальным искусством. И хотя считается, что наш союз привержен более традиционной системе пластических ценностей, диктата, давления и тому подобного нет и не может быть.
Из хорошего, что было при Союзе, остались системность в выставочной, издательской деятельности и в организации труда художника.

А рынка-то нет…

— В свое время В. И. Ленин заявлял: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». Но люди старшего поколения хорошо помнят, что такое партийный диктат, цензура и самоцензура. Что, на ваш взгляд, хуже из этих двух зол? Является ли в наше время свобода творчества осознанной необходимостью денег?
— Оба зла, на мой взгляд, одинаково ужасны и чреваты негативом.
Понятно, что современный художник волей-неволей должен стремиться к тому, чтобы продать свое произведение. И вот тут возникает проблема — в Украине нет художественного рынка. Есть единичные государственные и частные фонды, меценаты, которые в качестве коллекционеров или организаторов арт-площадок (часто краткосрочных) участвуют в материальном стимулировании художников. Но это положения не спасает. Художники сегодня знают, что основную часть ответственности за свое настоящее и будущее несут они сами. Да, при Советском Союзе они могли практически бесплатно получать материалы, активно экспонироваться, но только в том случае, если были лояльны к режиму и идеологии. Это была своего рода мимикрия, приспособленчество. Есть оно и сегодня. Но у него другие формы. Художник понимает, что за все надо платить — за материалы, за оформление работ надлежащим образом и т. д. Другое дело, что в европейской практике всегда существует социальная лестница, возможность находиться в рыночной среде и в то же время приобретать реноме, будучи экспозиционером крупнейших аукционных домов (между прочим, НСХУ может в этом помогать, рекомендуя того или иного художника).
Как выживают харьковские художники в нынешних условиях? По-разному. Большинство преподает в вузах и школах, некоторые — частным образом, причем для самых различных возрастов. А тех, кто зарабатывает на жизнь исключительно своим творчеством, — единицы. Но их знают за рубежом, например даже в Китае, не говоря уже о Европе.
— В продолжение вопроса: на ваш взгляд, есть ли и в каком виде ныне цензура? С другой стороны, те же художественные советы, выступающие, скажем, в рекомендательной роли, помогают или мешают развитию творческой личности?
— Цензуры, разумеется, нет ни идеологической, ни содержательной. Единственный ограничитель — качество работы. Но это, понятно, не цензура. В то же время табу — темы, оскорбляющие национальные и религиозные чувства, порнография и гипертрофированная эротичность. Но, опять же, тот же жанр ню существует издавна…
Что касается худсоветов (в нашем случае — выставочные комитеты, выставкомы), то следует сразу оговориться, что основу руководства нашей организации составляют зрелые, устоявшиеся в своей жизненной позиции люди среднего и старшего возрастов. Каждый из них прекрасно помнит Советский Союз. Поэтому для молодежи в диковинку та довольно-таки жесткая система отбора (обсуждение, голосование), которая преобладает у членов правления нашей организации. Это же не «лайки» на каком-нибудь сайте…
Бывает, что выставкомы не принимают к участию в выставках и конкурсах слабые, сделанные наспех работы.
— Есть ли на Харьковщине проблема с сохранением творческого наследия ваших предшественников, действительно внесших достойный вклад в национальную культуру? Что ваша организация делает для этого?
— Вопрос важный и болезненный. Действительно, были случаи, когда работы умерших харьковских художников «всплывали» на неконтролируемых рынках или их находили чуть ли не на мусорках. Увы, возможности нашей организации не безграничны, в ее структуре нет такого подразделения, которое бы отслеживало сохранность произведений уже покинувших нас великих и значительных мастеров харьковской земли. Но тем не менее такая работа ведется силами членов правления и отдельных художников-энтузиастов в каждой из существующих секций ХОО НСХУ.
В этой связи следует сказать об одной неразрешимой на данный момент проблеме. Дело в том, что мастерская, в которой работает художник, ему не принадлежит, она собственность НСХУ. И после смерти одного творца мы вынуждены передавать мастерскую в пользование другому человеку, иначе фонд неизбежно иссякнет. Возможно, кроме привлечения собственных сил и сил наших благотворителей, в этом вопросе мы в будущем сможем опереться на Украинский культурный фонд…
Одновременно мы занимаемся увековечиванием памяти наших известных земляков. Так, в 2018 г. в честь 80-летия Харьковской областной организации НСХУ был издан беспрецедентный красочный альбом-двухтомник «Мистецька антологія Слобожанщини». В каждом томе перечисляются ушедшие в мир иной мастера, там есть статьи, посвященные их творчеству. Продолжается установление мемориальных досок на зданиях, в которых жили и творили выдающиеся харьковские художники. Недавно такая многоименная доска появилась на доме №20 по ул. Культуры.

Без самодеятельности

— Вам известно, существуют ли другие творческие союзы той же профессиональной направленности? Какие разногласия, в том числе идейные, имеются у вас с ними?
— Ко всем другим творческим организациям — и все­украинским, и региональным — мы относимся очень лояльно, членство в них не противоречит уставу Союза художников. (В качестве альтернативной НСХУ организации мог бы выступить Всеукраинский творческий союз художников «БЖ-Арт», но все попытки на протяжении нескольких месяцев связаться с ним, в том числе через головной офис в Киеве, оказались безрезультатными. — Ю. Р.)
— Кто имеет право стать членом вашей организации? Каковы критерии отбора? И за что могут исключить из неё?
— Стать членом нашего союза может человек, получивший базовое художественное образование в государственном высшем учебном заведении (в том числе студент старших курсов творческого вуза, который имеет степень магистра), в частной сертифицированной студии, на курсах повышения квалификации, во время стажировок и т. п. Приветствуется активная выставочная деятельность, участие и тем более победы в зарубежных конкурсах. Непреложное условие — это должно быть профессиональное искусство, отнюдь не самодеятельность.
Обязательны рекомендации трех (а то и четырех-пяти) членов НСХУ, причем одна непременно от искусствоведа.
Сначала кандидатуру рассматривают коллеги по цеху в соответствующей секции (живописи, скульптуры и т. д.), затем тайным голосованием принимает решение правление ХОО, а потом вердикт утверждают в Киеве на основе выставки, которую готовит соискатель, а также ряда документов, в том числе публикаций в СМИ.
У искусствоведов все еще «проще». Хотя есть и такие, кто имеет художественную практику, но она не является решающей. Главное — представить определенный минимум научных публикаций или, допустим, творческих проектов.
Свои тонкости в секциях театрального искусства, декоративно-прикладного и дизайна, так как существуют соответствующие «профильные» творческие союзы. Но единый подход здесь в том, чтобы кандидаты, кроме профессионализма, имели максимальную приближенность к классическому языку изобразительности.
Исключить из союза могут за нарушение устава. Проступков может быть много, но существенных два: длительная неуплата членских взносов и попытка отчуждения либо порчи имущества. Мы постоянно повторяем: выделяемые художникам помещения им не принадлежат. Это даже не собственность харьковской организации. Это достояние всего Национального союза художников Украины. Кроме того, исключить могут, если люди утратили связь с организацией и вообще по необъективным причинам отошли от творческой жизни — художники не выставляются, искусствоведы не пишут новых работ. В частности, это касается некоторых эмигрантов, которые номинально сохранили членство в союзе, но по сути давно порвали с ним, даже взносы не платят. Но, с другой стороны, есть, не скроем, такие мастера, которые просто своим именем «поднимают планку» той или иной секции. Так что здесь все очень индивидуально.
— Сколько членов, хотя бы приблизительно, в вашем творческом союзе?
— В харьковской организации — более 500 человек. Как раз в эти дни по всей Украине идут собрания местных отделений, после 10 октября появятся обновленные списки, так что можно будет уточнить количество членов НСХУ в целом.
— Взимаются ли в вашей организации членские взносы? Каков их размер (в месяц, в год)?
— У нас, как уже говорилось, два вида членских взносов. Взносы как таковые — 320 грн в год, а также оплата за предоставленное в пользование помещение, которая индивидуальна (электричество, тепло, «метры»). В принципе, три месяца просрочки за мастерскую означает автоматическое отчисление из союза. Впрочем, правление чаще всего идет навстречу коллегам, проявляя терпение. Но в особо вопиющих случаях (бывало, что мастерские передавали в суб­аренду или, как это случилось в Киеве, сдавали под жилье) реакция быстрая и решительная.
— Какие преимущества (материальные или моральные) имеет член вашего союза по сравнению с «неохваченными» творцами или принадлежащими к альтернативным организациям? В чем ваше отличие от соответствующего профсоюза?
— О преимуществах уже сказано немало. Вот еще одно. Все художники понимают, что есть своя иерархия галерей и выставочных центров, где можно показать свои работы, но это несет определенную материальную составляющую. И достоинство нашей организации как раз в том, что членам союза она бесплатно предоставляет выставочные площади.
— Имеет ли ваша организация финансовую или другую материальную поддержку со стороны государства?
— Нет.
— Руководитель вашего союза — выборная должность? Получаете ли вы денежное вознаграждение за свою деятельность или работаете на общественных началах?
— Должность выборная. Зарплата председателю положена, но самая скромная. На ставке техперсонал и администратор ХОО НСХУ, а так всё на общественных началах.

«Соковитість живопису»

— Как вы сами пришли в эту профессию? Что стало решающим в выборе жизненного пути?
— Спонукали мамині рушники… В детстве на меня сильно повлияло убранство украинской хаты, особенно — орнаменты на рушниках. И я понял, что хочу заниматься творчеством. Когда пришло время делать выбор в пользу того или иного учебного заведения, того или иного города, я выбрал Харьков. Потому что харьковская художественная школа славилась тогда и славится до сих пор своим качественным рисунком, живописной и графической традицией.
— Кто лично для вас является ориентиром в творчестве — в мире, Украине, на Харьковщине?
— Однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть учителя — корифеи харьковской художественной школы Сергей Фотиевич Беседин (1901–1996), Евгений Павлович Егоров (1917–2005), Александр Анатольевич Хмельницкий (1924–1998). Есть авторитеты — киевляне Федор Григорьевич Кричевский (1879–1947), Татьяна Ниловна Яблонская (1917–2005), Василий Иванович Гурин (1939–2018). Но ориентации на кого-то конкретно нет, иначе это был бы уже повтор. А «путеводной звездой» в реалистической живописи остается наш гениальный земляк Илья Ефимович Репин (1844–1930). Именно поэтому мы прилагали большие усилия, чтобы восстановить премию его имени в областном масштабе, а сейчас работаем над тем, чтобы сделать ее международной (В. И. Ковтун — глава жюри конкурса на соискание премии им. И. Е. Репина. — Ю. Р.)
— Судя по всему, язык в вашей профессиональной деятельности не главное. И тем не менее — насколько важна в нынешнем глобализированном мире национальная идентификация (а ведь язык — один из её основных маркеров)?
— Да, это факт — мы живем в глобализированном мире. Но Национальный союз художников Украины в целом и его харьковская организация в частности ставят своей целью сознательное отстаивание позиций, связанных с национально понимаемой формой. И это специфика всего украинского искусства в целом, говоря по-украински, його світоглядна ментальна риса. Потому что оно сначала вырастало из универсальной закономерности развития, а затем из сложной борьбы за национально выражаемую форму в разных видах искусства. Поэтому у нас, в НСХУ, главенствуют качество, профессионализм, те тренды, которые сейчас проявляются в современном изобразительном искусстве, и, безусловно, отстаивание национальной формы в живописи, графике, скульптуре. При этом национальная форма — это не «шароварщина», казаки Мамаи, «садок вишневий коло хати» или что-то подобное (хотя и этого хватает). Национальная форма вызревает из по-особенному переживаемого и понимаемого пространства, красочного слоя. Есть такое понятие «соковитість українського живопису». Так вот, эта «соковитість» трансформируется в пластические категории: пространственные, красочные, цветоформные, светоносные. Мы не будем говорить о пейзаже — там все ясно без слов, но даже в обнаженной натуре или анималистическом сюжете мы легко обнаружим отпечаток того, что называется «харьковской живописью»: в колорите, в трактовке форм, в пространственном решении…
— Ощущают ли художники на себе проблемы плагиата и пиратства? Можно ли что-то противопоставить этим явлениям в «оцифрованном» мире?
— Как уже упоминалось, НСХУ взял на себя юридическую защиту своих членов, так что мы занимаемся и плагиатом. Такие случаи, к сожалению, бывают.
— «С кем вы, мастера культуры?» — этим вопросом в своё время творческих людей озадачил Максим Горький. С вашей точки зрения, может ли искусство развиваться вне реалий общественной жизни? Если нет, то должно ли оно, так сказать, откликаться (и как) «на злобу дня»?
— «Чистого искусства» не бывает или оно существует ограниченное время для ограниченного круга людей, а потом неизбежно гибнет. Так или иначе, мы несем на себе груз и политических событий, и социокультурных изменений, и трансформаций, вызванных внешними факторами (тот же Covid). Но политика убивает искусство, если подчиняет его себе. Здесь нужно очень тонкое чувство меры.
То же касается изображения актуального происходящего по «горячим следам». Многие работы в этом плане кажутся сомнительными, случайными и поверхностными. Наверное, действительно должно пройти определенное время, которое позволит «отстояться» взгляду на эти события. В качестве примера: 1 октября в «ЕрмиловЦентре» открылась выставка-конкурс, посвященная АТО/ООС, на которой представлены более 150 произведений около 50 харьковских мастеров. Скажем прямо, часть художников отнеслась к ней настороженно, не понимая предъявляемых требований. И некоторые работы были возвращены, так как в них намеренно имитировались, вплоть до откровенных цитат (если не сказать плагиата), образы и приемы произведений о Второй мировой войне, созданных в советский период. А ведь союз обращал внимание, что на конкурс должны предлагаться новые, оригинальные произведения, несущие позитивный заряд. Сама концепция была поделена на три условные зоны: «Військові події», «Надії», «Герої». Без ложного пафоса, чтобы подвиг воспринимался как естественное проявление лучших человеческих качеств. И, конечно же, экспозиция — дань нашей памяти и благодарности воинам, погибшим за Украину. Выставка продлится до 14 октября, Дня защитников и защитниц Украины.
— За редким исключением (например, награждение титулом «сэр» или «дама» в Великобритании наиболее выдающихся деятелей культуры) в мире отсутствует практика присвоения государством почётных званий за творческие достижения. Как вы считаете, не пора ли упразднить данное советское «наследие» — все эти категории «народных» и «заслуженных»? А лично вы в этом смысле выделены державой? И, к слову, участвует ли ваша организация в выдвижении «на отличие»?
— Выдвигают на присвоение почетных званий творческие коллективы. Лично я — народный художник Украины.
Можно согласиться, что эти звания — рудимент безвозвратно ушедшей эпохи. Но пока такая система является своего рода «охранной грамотой», она нужна. Поясню: в сфере образования есть много неостепененных педагогов, которые по разным причинам не могут защитить кандидатскую диссертацию. Но они прекрасные преподаватели, и звание заслуженного или народного позволяет им относительно беспроблемно продолжать работать в той системе ценностей, которую навязывает государство. Ну и не забудем, что почетные звания дают определенную прибавку к зарплате, что в наше сложное время тоже не лишнее. Так что это вопрос не престижа, а выживания. Но в будущем, уверен, такой способ поощрения творческих людей сойдет на нет, как и многое другое из советского наследия.
— Сформулируйте критерии, которые помогут неспециалисту в вашей области понять разницу между хорошим произведением и плохим.
— С профессиональной точки зрения оценки «хороший» и «плохой» в изобразительном искусстве не применимы. Обывателю, непрофессионалу можно руководствоваться тремя категориями: понятное, приятное и практичное.
Но на самом деле художественному видению нужно учить, как иностранным языкам. Это предмет не просто воспитания вкуса, а именно предмет обучения. Потому что художественное видение не вырабатывается с пеленок даже у профессионалов. Это этапы жизни и воспитание глаза. Когда глаз воспитан, он отличает незабудку от дерьма. Он видит форму, те пластические задачи, которые в данной работе решает художник. Он видит — с учетом насмотренного — консерватизм либо новизну той или другой работы. Зная историю искусства, он понимает, как вписывается конкретный автор или конкретная работа в какую-то динамику художественных поисков. Ну и, конечно, есть простой критерий — степень качества работы. А оно определяется развитостью пластического мышления и той системой образности, которую использует художник для достижения определенного результата.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Виктор Иванович Ковтун родился 1 июня 1958 года в селе Мезин (ныне Коропский район Черниговской области) в крестьянской семье.
В 1973–1977 гг. учился в Харьковском государственном художественном училище. В 1984 г. окончил отделение монументально-декоративной росписи Харьковского художественно-промышленного института (ныне — государственная академия дизайна и искусств). Преподавал в своей «альма матер»: прошел путь от ассистента кафедры рисунка до профессора этой же кафедры.
С 1986 г. принимает участие в республиканских, всеукраинских, всесоюзных, международных выставках.
Действительный член международной Академии информации при ООН (1998) и Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург, 2006), академик Брестской национальной академии строительства, архитектуры и искусств (2007).
Лауреат Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (2010) за цикл живописных работ «Мой край — Слобожанщина».
Лауреат премии им. И. Е. Репина.

Другие публикации цикла «Мастера культуры»:

Писатели — https://timeua.info/ukraina/mastera-kultury-pisateli-hiba-buvayut-narodi-bez-naczionalnosti-svoєї-movi-anatolij-stozhuk-mne-ne-ochen-blizko-politizirovannoe-iskusstvo-kakoj-by-poziczii-ni-prid/
Театральные деятели — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-teatralnye-deyateli/
Дизайнеры — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-dizajnery-vladimir-pogorelchuk-my-vsegda-byli-i-budem-zavisimy-ot-globalnogo-zakazchika-potrebitelya/
Хореографы и танцовщики — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-horeografy-i-tanczovshhiki/
Кузнецы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kuzneczy/
Звукорежиссёры — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-zvukorezhissyory/
Краеведы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kraevedy/
Журналисты — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-zhurnalisty/
Архитекторы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-arhitektory/

Фотохудожники — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-fotohudozhniki/

Кобзари и бандуристы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kobzari-i-banduristy/ + https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kobzari-i-banduristy-2/

Кинематографисты — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-kinematografisty/

Музыканты и композиторы — https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/mastera-kultury-muzykanty-i-kompozitory/

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях