ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Наши земляки: таджики

Актуальное сегодня12 октября 2020 | 19:32

Таджики — один из древнейших коренных народов Средней Азии. Таджикский язык принадлежит к иранской ветви индоиранских языков. Большинство таджиков исповедует ислам суннитского толка.

На вопросы газеты «Время» отвечает председатель Харьковской областной общественной организации «Диаспора таджикистанцев «Пайванд» Нурулло Сайдалиев.

Два корня цивилизации

— Есть ли у вашего этноса легенда о его возникновении и тотемное животное (растение)?
— Лично мне мифы о происхождении таджикского народа не известны Но в нашем богатейшем фольклоре можно встретить отголоски эпических сказаний, в которых действуют герои знаменитой поэмы персидского и таджикского поэта Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей») — Рустам, Исфандияр, Сухраб, а также Александр Македонский (Рустам («мощнотелый») — персидский богатырь; Исфандияр, «созданный благочестием», — доблестный воин, погибший от руки Рустама; Сухраб — сын Рустама, неузнанный, убит в поединке отцом; как известно, войска великого полководца Искандера (Александра Македонского) дошли до гор Таджикистана. — Ред.). В свою очередь, поэма основывается на древних иранских мифах и преданиях.
Тем, кому интересен генезис таджикского народа, рекомендую труд академика Б. Гафурова «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история».
— Если согласиться с утверждением, что такое понятие, как национальный характер, существует, то как бы вы коротко охарактеризовали свой народ?
— Думаю, наш народ можно описать следующими чертами: спокойный, целомудренный, терпеливый, храбрый, но одновременно, согласно нашей древней культуре, доброжелательный, миролюбивый и гостеприимный.
— Поддерживаете ли вы и каким образом связь со своей исторической родиной? Имеется ли на Харьковщине консульство этой страны?
— Таджикистанцы, проживающее в Украине, постоянно поддерживают связь с нашей родиной, в том числе регулярно ездят туда.
Консульства Таджикистана в Харькове нет.
— Расскажите о самых значимых праздниках и/или датах в календаре вашего народа. Что принято делать либо не делать в эти дни?
— У нас, как и у других мусульманских народов, имеется два святых торжества: Иди Фитр (праздник разговения) и Иди Курбон (праздник жертвоприношения). Эти праздники мы отмечаем уже более тысячи лет.
Кроме того, большой праздник Навруз (новый день), который посвящен началу весны.
Также на республиканском уровне 9 сентября празднуется День независимости Таджикистана.
— Согласно всеукраинской переписи 2001 г., представителей вашей национальности на Харьковщине был 401 человек. В какую сторону, по вашему мнению, изменилось это число? А сколько вообще в Украине и мире ваших соотечественников?
— На мой взгляд, названные согласно переписи 2001 г. цифры и по Харьковщине, и по Украине (4255 человек) неправильные. Уже тогда выходцев из Таджикистана, уверен, было гораздо больше. Сейчас моих соотечественников только в Харьковской области около 5000 человек. Точных данных о количестве таджиков, проживающих в Украине, у меня, к сожалению, нет, хотя, учитывая харьковские реалии, можно предположить более 40 тыс.
Таджиков во всем мире приблизительно 35–45 млн чел.
Дело в том, что традиционный ареал проживания таджиков охватывает бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Мургаба и Кабула, Зеравшанской долины, бассейны реки Зеравшан, Ферганскую долину, бассейны рек Сир Дарья, Гильменда и Аргандаба. Иными словами, кроме самого Таджикистана (9,1 млн чел.), таджики издавна живут в Афганистане (от 10 до 14 млн), Узбекистане (до 9 млн), Пакистане (1,2 млн) и др.
— Сколько человек, хотя бы приблизительно, в вашей национально-культурной организации?
— На данный момент даже более-менее точной информацией не располагаю.
— Назовите самую распространенную в вашем этносе фамилию, а также наиболее популярные женские и мужские имена. Что они означают?
— До вхождения в состав Российской империи у таджиков, как и у всех иранцев, фамилий не было, а вместо этого использовалось множество различных добавлений к личному имени, указывающих на географию (место рождения, проживания). Также были распространены различные титулы и прозвища: Ходжи (совершивший паломничество в Мекку), Мулло (богослов), Мирзо (образованный), Хон (дворянский титул), Устоз (учитель, мастер) и др. Фамилии при царизме, как правило, образовывались от личных имен. После прихода советской власти в Среднюю Азию таджикские фамилии и у тех, у кого они уже были, и новые русифицировались: оригинальные окончания заменялись на -ов и -ев.
(Кстати, в апреле этого года в Таджикистане внесли изменения в закон о государственной регистрации актов гражданского состояния, которым запрещено использование русифицированных фамилий и отчеств. Министр юстиции Музаффар Ашуриён, представлявший проект в парламенте, сообщил, что теперь нельзя использовать окончания -ов/-ова, -вич/-овна и так далее. Вместо них будут даваться таджикские окончания пурдухт, и, зод, зода, он, ён, иён, ниёр, фар. Специально менять фамилии гражданам не придется. Новое правило будет действовать для тех, кто получает удостоверяющие личность документы впервые или решит поменять фамилию. Также нововведение не коснется проживающих в стране представителей национальных меньшинств. По мнению властей, изменения в закон повысят самосознание граждан и защитят национальную идентичность. — Ред.)
Таджикские имена происходят из двух корней цивилизации: доисламские персидские (мужские — Рустам, Хусрав, Фархад, женские — Лола, Манижа, Фарзона) и мусульманские, сейчас более распространенные (мужские — Давлат, Мухаммад, Шавқат, женские — Мархабо, Хадиджа, Фатима). Эти имена в основном говорят о храбрости, чистоте и других хороших качествах их носителей.
(С 2016 г. в Таджикистане введено правило, по которому имена новорожденных должны соответствовать Единому реестру комитета по языку и терминологии при правительстве республики. В реестре более 3000 имён, и местные органы ЗАГС вправе отказать родителям регистрировать имена, отсутствующие в нем. — Ред.)
— Как давно, по вашим сведениям, появились на Слобожанщине первые представители вашего народа?
— Возможно, в царские времена кого-то из таджиков судьба и забросила на Слобожанщину, но данных об этом нет.
Известно, что таджики в числе других национальностей воевали на Харьковщине во время Второй мировой.
— Перечислите нескольких знаменитых харьковчан вашей национальности. Чем они прославились?
— Это, например, Денис Юсупович Парамонов — предприниматель, меценат.
Также в какой-то мере харьковчанином можно считать мэра столицы Таджикистана Душанбе в 1996–2017 гг. и председателя верхней палаты парламента республики в 2000–2020 гг. Махмадсаида Убайдуллоевича Убайдуллоева, который в 1974 г. окончил Харьковский политехнический институт (ныне НТУ «ХПИ») по специальности инженер-электрик.
— Имеются ли на карте Харькова и региона в целом топонимы, связанные с вашим этносом? Вам известно их происхождение?
— В Харькове есть улица Таджикская.

«Я — украинец!»

— Какие обряды и обычаи у вашего народа сопутствуют наиболее важным моментам в жизни каждого человека: рождению, женитьбе/замужеству, новоселью, смерти? Есть ли, например, традиция сватовства, какие-то обязательные слова при разводе (если он допускается), оплакивание покойника и т. п.?
— До прихода ислама большинство народов Средней Азии исповедовало зороастризм. А в VII веке и правители, и простые люди добровольно приняли мусульманство. С тех пор практически все обряды и обычаи в жизни и нашего народа в целом и каждого отдельного человека связаны с религией.
Скажем, по законам ислама усопший должен быть похоронен в день смерти. Три дня после кончины соблюдается траур. В первый и второй день после похорон к дому покойника группами приходят мужчины соболезновать его семье и читают молитвы за него. На третий день этот обряд отдельно повторяют женщины.
Среди чисто народных обычаев, оставшихся с давних времен, есть такой: морковь для таджикских юношей не только овощ, а еще и способ… без лишних слов передать родителям намерение жениться. Для этого сын засовывал морковку им в обувь.
Девушек и юношей выдают замуж и женят либо родители по своему выбору, либо профессиональные свахи (совчи). Они ведут предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, после этого засылаются сваты. Если при сватовстве родители потенциальной невесты согласны на брак, то они передают стороне жениха белую ткань с подарками.
Если девушка надевает подаренный парнем платок, это означает, что она признает его своим будущим мужем.
Обязательный подарок к свадьбе — сюзане. Это вышитый вручную настенный ковер с узорами. Таджики верят, что сотканное по правилам сюзане защитит молодожёнов от сглаза и злых духов. Но тут есть условие: ткань должна быть хлопковой и белой, тогда она считается чистой.
Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.
В день свадьбы — никох — с утра готовили плов, на который созывали жителей селения. Сначала кормили мужчин, потом женщин с детьми. Невеста и жених с раннего утра (каждый в своем доме) готовились к свадебной церемонии. Под вечер посылали за муллой, которого приглашали для заключения брачного договора. Подружки и родственницы невесты звали на свадьбу женщин-соседок. Каждая, получившая приглашение, давала позвавшей ее девушке чашку муки, чтобы свадьба была счастливой.
— Какие приметы, по вашим народным верованиям, сулят неприятности, а какие, наоборот, предвещают удачу, везение и т. д.?
— Выше уже говорилось о свадьбах.
• Существует такая народная примета: накануне свадьбы, чтобы закончить к сроку приданое, в доме невесты нужно собрать соседок и родственниц для совместной работы. Шитье торжественно начинает всеми уважаемая многодетная мать. Когда сюзане готово, на нём, при внимательном рассмотрении, можно увидеть едва заметный незавершенный узор. Это делается нарочно. Ткачихи умышленно допускают ошибку, чтобы недобрый глаз зацепился за изъян. По примете, счастье молодоженов никогда не закончится, так же, как и остался незавершенным узор на их свадебном сюзане.
• Во время свадьбы жених и невеста глядят друг на друга в зеркало. Таким образом они обязуются оставшуюся жизнь видеть только друг друга.
• Одна из основных черт таджикского народа — почтительное отношение к еде. К лепешкам (их в Таджикистане называют нон) особое отношение. Ни один таджик не отломит её одной рукой — это неуважительно. А если лепешка случайно упала, нужно её немедленно поднять, трижды приложить к губам и ко лбу. Также ни на одном дастархане (трапезе) не ставят лепешки тыльной стороной. Это к несчастью.
• Если в тандыре, где готовятся лепешки, гудит огонь, хозяйка должна спросить: «Что за новость мы услышим?» И ждет ответа. Если огонь щелкает так, словно он радуется, это к хорошей новости. Однако когда огонь в тандыре щелкает слишком сильно — жди беды. Искры из тандыра летят вверх — издалека гость нежеланный придёт.
• Если нежеланный гость все же пришел в дом к таджику, то после его ухода хозяйка хватается за веник и начинает подметать пол. Таким образом она избавляет дом от плохой энергетики, которую он принес. По-другому поступают, если гость был желанным. Вслед ему брызгают чистой водой. Тогда этот человек вернется в дом еще раз.
• С веником тоже связаны важные приметы. Беда не придёт в дом того таджика, в котором веник лежит на полу. В один день двумя вениками таджички не метут. Так можно богатство размести из дома.
• Когда таджик приступает к постройке нового дома, он кладет под угол будущего жилища монету. Это делается для того, чтобы в доме всегда водились деньги.
Но в любом случае, хорошими приметами, приводящими к удаче, является то, что соответствует нашей религии, исламу. А то, что не одобрено нашим вероисповеданием, мы считаем плохим и нежелательным.
— С какого возраста у вашего народа юноши и девушки считаются достаточно взрослыми, чтобы вести самостоятельную жизнь, скажем, вступать в брак? Есть ли ритуал конфирмации молодых людей?
— Традиционно у нас считаются уже взрослыми юноши и девушки с 17–19 лет. Парни с этого возраста начинают самостоятельно заниматься вопросами учебы, работы и помощи родителям, а девочки до замужества, в зависимости от семейных обстоятельств, находятся дома либо же учатся и приобретают профессию.
Конфирмации у нас нет.
— Почему ваша этническая общность полагает важным сохранить свою национальную идентичность? Каким образом вы, с одной стороны, препятствуете ассимиляции, а с другой — интегрируетесь в украинское общество? Являются ли в этой связи для вашей общины межнациональные браки проблемой или решением?
— Любой народ существует, пока сохраняет свои ценности и культуру, свои корни. И мы тоже, даже находясь вдали от родины, считаем необходимым по мере возможностей не терять свои ценности и культуру.
По поводу межнациональных семейных союзов: у нас нет запрета, если это не затрагивает мусульманского вероисповедания. И сегодня у нас немало браков с украинскими девушками. Там хорошие семьи, своих детей воспитывают вместе в гармонии, любви и согласии.
— Знают ли младшие представители вашего этноса язык предков? Изучают ли его в воскресных школах? Как, на ваш взгляд, повлияет на ситуацию Закон Украины «Про освіту» в нынешней редакции?
— Диаспора таджикистанцев и духовенство организуют воскресные школы для младшего поколения, где они изучают историю и культуру своих предков и, разумеется, родной язык.
Закон «Про освіту» правильный — граждане страны обязаны знать государственный язык.
— Как вы в целом оцениваете политику Украинского государства в национальной сфере?
— Украина — демократическая, свободная страна, где уважаются люди всех национальностей, как постоянно обитающие здесь, так и приезжающие погостить. Мы не чувствуем дискомфорта, живя здесь, а, наоборот, ощущаем заботу и доброжелательное отношение народа Украины.
— Сталкиваются ли представители вашего этноса с дискриминацией по национальному признаку?
— Слава Аллаху, нет. Уверен, что и представители других народов тоже.
— Как вы относитесь к возможному восстановлению в паспорте гражданина Украины графы «национальность» и к институту двойного гражданства?
— Можно было бы пойти на введение графы «национальность» по желанию, если какой-нибудь человек захотел бы указать свое этническое происхождение. Но, по-моему, это все-таки лишнее. Я гражданин Украины, а значит, я — украинец!
По поводу двойного гражданства. Такая практика существует в других странах, и это может быть приемлемым и в Украине.
— Считаете ли вы справедливым тезис, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает?
— Человек принадлежит к тому или иному народу по своему происхождению, языку и культуре, которая связывает его с данной национальностью. А думать можно на любом языке, в том числе на том, на котором больше общаешься.

Джама, плов и Мушфики

— Какое направление фольклора (танцы, песни, сказания, единоборства и пр.) можно назвать «визитной карточкой» вашего этноса? Процитируйте в вольном переводе несколько строк из своей любимой народной песни.
— Таджики богаты своей древней культурой, которая повлияла и на другие народы Средней Азии. Фольклор таджиков, имеющий тысячелетние традиции, богат и разнообразен: трудовые песни (майда), колыбельные, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд). Распространены песнопение фалак и вокально-инструментальная музыка шашмаком. Популярны в народе четверостишия (рубаи), распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы).
— Какие атрибуты обязательны в вашей национальной одежде? Кратко опишите ее.
— У мужчин обязательны хлопчатобумажная рубаха — «курта», шаровары («эзор» и «иштон»), халат — джама, широкий пояс и тюпитейка.
Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися книзу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза, а после замужества — с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья используются белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез такой, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того. Верхняя одежда женщин — стёганый халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или немного отличающийся мунисак (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Голову в старину покрывали убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и «лачака» — своего рода платка, но сейчас он упростился до одного платка, который в основном носят замужние женщины. Отдельно следует сказать о парандже («фаранджи»). Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты.
— Какие блюда и напитки считаются основными в вашей национальной кухне? Что из украинской кухни вошло в ваше обычное или праздничное меню? Есть ли правила застолья, в том числе относительно расположения гостей?
— К национальной еде таджиков можно отнести не только «ошипалав» — плов, но и самсу, манты, шакароб, курутоб (овощной гарнир на кисломолочной основе), кулчуа (тандырная лепешка) и т. д. Но в праздники основным блюдом в трапезе, конечно же, является все-таки плов.
Из украинской кухни на столах наших земляков, проживающих здесь, давно и прочно заняли место борщ, вареники и блины.
По правилам дастархана, когда все уже расположились за столом и омыли водой руки, сначала читается молитва (дуъа), а само угощение начинается с хлеба (лепешки) и зеленого чая. На самом почетном месте усаживаются аксакалы или самые старшие по возрасту.
— Существуют ли в народном юморе постоянные персонажи? Можете рассказать анекдот (притчу), где главными героями являются ваши соплеменники?
— Один из самых известных не только на Востоке народных юмористических героев — легендарный Ходжа Насреддин. А в XVI веке таджикский поэт-сатирик Мушфики (Мушфики (Мулло Мушфики) Абдурахман (1525–1588) — таджикский поэт-сатирик Бухарского ханства, зачинатель в таджикской поэзии формы «мусалласи мураккаб» — трехстиший, в которых рифмуются первые две строки. — Ред.) сочинял замечательные произведения, высмеивавшие пороки тогдашних властителей и поработителей народа. На протяжении последующих веков в устном народном творчестве таджиков имя Мушфики стало нарицательным в качестве героя юмористических и сатирических рассказов.
Вот две притчи о Мушфики.
***
Выехав на охоту, эмир и его вазир взяли с собой Мушфики. За ними плёлся пешком слуга. День был жаркий. Скинув с себя тяжёлые золототканые халаты, эмир и его вазир взвалили их на плечи слуги.
— Взгляни, Мушфики, — сказал эмир, — какой у меня выносливый слуга! Ведь то, что несёт он на плечах, — это полный груз осла!
— Даже больше, ваше высочество, — ответил Мушфики, — это груз двух ослов!
***
Решив публично унизить Мушфики за многолетние злые шутки, эмир созвал своих придворных, рассадил их в зале дворца, а Мушфики велел сесть на самое почётное место.
Слуга положил перед каждым свёртки с дарственною одеждой. Свёрток, положенный перед Мушфики, был больше других, и обёртка его расшита золотом. Как и все, Мушфики развернул свой свёрток, но в нем оказался не шёлковый халат, как у других, а ослиный подседельник.
Придворные расхохотались. Но Мушфики не изменился в лице, стал радостно благодарить Аллаха и восхвалять щедрость эмира.
Один из присутствующих крикнул ему:
— Несчастный, чему ты радуешься? От такого унижения ты должен плакать!
— Ошибаетесь! — ответил поэт — В народе ходила молва, что эмир на меня в обиде, но сейчас всем ясно, что эта молва неверна. Напротив, его высочество ко мне особенно благосклонен. Что получили все вы? Обычные подарки! А мне господин эмир пожаловал собственную вельможную одежду!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Нурулло Нурбобоевич Сайдалиев родился 15 сентября 1968 года в уч. Сулхобод Восейского района Кулябской области Таджикской ССР.
В Харькове с 1986 года.
Окончил Харьковский государственный университет (ныне национальный университет им. В. Н. Каразина), специальность — международная экономика.
В настоящее время предприниматель.
Харьковскую областную общественную организацию «Диаспора таджикистанцев «Пайванд» («Объединение») организовал и возглавляет с 2009 года.
Женат, двое детей.

ФИРМЕННОЕ БЛЮДО

Шакароб

Рецепт из национальной кухни от члена организации «Диаспора таджикистанцев «Пайванд» Джамили Шариповой:
— Шакароб — простой и доступный салат. Обычно его подают к плову, но он вполне подойдет и к другим блюдам.
Для шакароба обязателен фатир — таджикская слоёная лепёшка, поэтому начнем с него.
Нам понадобятся: 2 ст. тёплой воды, 1 ст. л. соли, 2 ст. л. растительного масла, 1 пачка сухих дрожжей, 1 кг пшеничной муки, топлёное масло для смазывания теста.
В миску наливаем тёплую воду, добавляем соль. Перемешиваем. Вода должна быть солёная. Присоединяем растительное масло. Насыпаем муку, а сверху добавляем дрожжи. Вымешиваем тесто до однородной массы. Оставляем его на 40 минут. После тесто делим на четыре части. Первую часть раскатываем очень тонко, намазываем топлёным маслом, скручиваем в рулет, притягивая к себе. Остальные части тоже скручиваем, сворачиваем все четыре части в «улитку». Духовку разогреваем на 180 градусов. Часто прокалываем тесто вилкой и сбрызгиваем маслом. Отправляем слоёную лепёшку в духовку, печем до румянца.
Теперь готовим шакароб. Для салата берем 5 шт. репчатого лука, 7 шт. помидоров, 5 шт. огурцов, 1 пучок зелени, соль по вкусу, а острый перец по желанию. Плюс отдельно поджарить 3 шт. репчатого лука.
Нарезаем: лук — тонко, помидоры и огурцы — треугольниками, зелень — мелко. Все перемешиваем, добавляем соль.
В кастрюлю наливаем кефир. Добавляем сметану. Перемешиваем. Добавляем соль. Ставим на средний огонь и часто перемешиваем.
В глубокой тарелке еще тёплый фатир делим на маленькие кусочки. Добавляем чуть-чуть салата. Перемешиваем. Сверху наливаем тёплый кефир. Не перемешиваем. Сверху по кругу распределяем жареный лук, а потом салат. Сверху заливаем небольшим количеством растопленного сливочного масла (его можно заменить льняным). Шакароб готов.

В следующий вторник, 20 октября, в проекте будут представлены харьковские татары.

Другие публикации цикла «Наши земляки»:

азербайджанцы
https://timeua.info/ukraina/nashi-zemlyaki-azerbajdzhanczy/

армяне
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/nashi-zemlyaki-armyane/

башкиры
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/nashi-zemlyaki-bashkiry/

болгары
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/aktualnoe-harkov/nashi-zemlyaki-bolgary/

греки
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/nashi-zemlyaki-greki/

грузины
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/aktualnoe-harkov/nashi-zemlyaki-gruziny/

евреи
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/aktualnoe-harkov/nashi-zemlyaki-evrei/

казахи
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/aktualnoe-harkov/nashi-zemlyaki-kazahi/

корейцы
https://timeua.info/ukraina/nashi-zemlyaki-korejczy/

немцы
https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/aktualnoe-harkov/nashi-zemlyaki-nemczy/

чеченцы
https://timeua.info/ukraina/nashi-zemlyaki-chechenczy/

ромы

https://timeua.info/ukraina/nashi-zemlyaki-romy/

поляки

https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/nashi-zemlyaki-polyaki/

русские

https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/nashi-zemlyaki-russkie/

белорусы

https://timeua.info/aktualnoe-segodnya/nashi-zemlyaki-belorusy/

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях